Отзывы на книгу: Пятая голова Цербера (Джин Вулф); Эксмо, Fanzon, Редакция 1, 2021
- Издатель: Издательство Fanzon
- ISBN: 978-5-04-155694-5
EAN: 9785041556945
- Книги: Научная фантастика
- ID:8236925
Отзывы (12)
- Рина Оливейра — 7 Октября 2021
Матовая обложка, буквы названия книги сделаны выпуклыми и покрыты глянцевой пленкой. Тонкая, гладкая, белая бумага, томик получился тонким, но тяжелым. Очень комфортный шрифт.
- Побегайло Петр — 19 Декабря 2021
На первый взгляд перед нами обычный, в некотором роде типовой ("производственный"), научно-фантастический роман в трех частях
характерный зрелый плод своего времени (в первую голову - прошедших ярких 60-ых).
Сегодняшнему читателю, привыкшему не включать мозг (а скорее выключать, если он конечно есть) при знакомстве с книгой и жаждущему кровавого и бурного действия на каждой странице (когда побеждают только "наши", кем бы они не были) в этой книге будет противопоставлена динамичная и рваная неспешность, иерархичность - цикличность, терпкость, намеки и тайна... и никакие "наши" не победят - хотя о победе в сюжете книги и речи быть не может
впрочем и о поражении тоже...
Будет ли современный массовый читатель это читать? Нет - и слава богу. Ибо иначе он скажет - какая это скучная и нудная муть...
На второй взгляд перед нами роман тайна - роман сказка - роман сюрприз... который необходимо не просто лениво читать, а разгадывать и выстраивать в своей голове как неведомый, но притягивающий конструкт, как некоторый гиперкуб...
Вторичен ли роман по отношению к Кафке? Что и в каком виде пересекается у автора с Данте? Есть ли тут связь с Ницше? Почему при чтении вас может окутывать облако грусти и печали (а кого-то и тошноты)? ...
Вот лишь незначительное число вопросов, которые должен для себя разгадать тот читатель романа, который не относится к множеству указанному выше... и всё-таки рискнёт взять в руки живую классику.
В третьих, лично мы вспоминали при чтении Силверберга и Холдемана. Безумно любопытно, кого вспомните из великих фантастов (авторов) при чтении Вы?
Резюме: книга не для массового читателя
однако для того, кто считает, что он знаток фантастики - книга к прочтению обязательна. Доставит она определенное удовольствие и тем, кто любит думать при чтении, пытаясь понять смутные намеки и многочисленные аллюзии. Так же она будет интересна ряду гуманитарных специалистов, особенно связанных со второй половиной прошлого века. - yanavelo — 29 Апреля 2022
Тема клонов всё ещё животрепещет и не отпускает умы создателей фантастических фильмов. Вот, например, французский «Кислород» из последнего… и поэтому я, отсмотрев французов на Нетфликс, вдруг поняла, что очень хочу почитать что-нибудь фантастическое. Выбор пал на Джина Вулфа. Гнетущая атмосфера первой части «Пятой головы Цербера» с её запутанной, мрачной, извилистой историей была мною преодолена, но о вторую часть я споткнулась. Да, с художественной точки зрения текст прекрасен. Автор умеет работать со стилями, спасибо и переводчику, но вот эта романтическо-поэтическая патетика … - ну например: «земля исторгает нам сыновей летающих матерей, дабы мы не обратили её взором в безжизненный камень»… «в песни их разумов уже не так заметно прослеживались чистые эмоции»… «приди к нам, о тенедруг, помоги нам совладать с нашей печалью» - в общем, вся эта патетика просто сбивала меня с толку, хотя имя девушки «Ветви кедра качаются» мне понравилось… но я прямо-таки продиралась сквозь текст, откровенно говоря, ничего в нём не понимая…
Третья часть была легче для восприятия, однако в сухом остатке я поняла, что это произведение требует подготовки. Нужно знать теории, философские и научные исследования, гипотезы, которые пытается обыграть автор. Всё же мне ближе фантастика а-ля «звёздные войны» или наш Беляев, или даже Станислав Лем… Джина Вулфа я не потянула - Александр Лисовский — 17 Мая 2022
Лет 150 назад люди колонизировали систему из двух планет-спутников, на одной из которых существовали примитивные гуманоиды. По преданиям, аборигены обладали навыком перевоплощения (могли притвориться поленом или стать почти невидимыми), и есть занятная теория, что они не вымерли, а заместили собой первых поселенцев, и, следовательно, живущие там люди на самом деле не люди (при этом аборигены превратились в людей так хорошо, что перестали быть самими собой).
Книга представляет собой три взаимосвязанных рассказа. Первый мне понравился больше всего — там показано, как космические поселенцы контр-интуитивным образом основали совершенно викторианское общество — с проституцией, рабами и системой воспитания, когда дети почти не видят своих родителей и всё своё время проводят со строгими няньками (в данном случае — роботом). Главный герой — мальчик, живущий с братом в дальней части публичного дома, которым заведует его отец, учёный, ставящий странные опыты.
Второй рассказ — взгляд на жизнь аборигенов до прибытия людей. Охота, шаманизм, доисторическое мировоззрение и жестокие порядки. Третий — судьба антрополога, прилетевшего с Земли изучать исчезнувших гуманоидов и угодившего в странную передрягу, окончившуюся его арестом (весь рассказ ведётся через перемешанные записи его дневника).
Мне очень понравилось, что автор, в отличие от большинства других писателей, не стремится ничего объяснять своему читателю — всю необходимую информацию о мире, героях и прочем внимательный читатель черпает из как бы случайно оборонённых тут и там деталей. Это выглядит крайне достоверно и уважительно к читательскому интеллекту (в отличие от какого-нибудь примитивного "Ведьмака", то и дело пускающегося в мыслях описывать то, что в его мире явно и коню понятно). Сюжет тоже временами неплох и открывает почву для интерпретаций.
Примерно всё остальное мне скорее не понравилось. Некоторая бессвязность и незавершённость истории. Депрессия всеобщего культурного разложения и кафкианство. Общая суховатость повествования в духе Урсулы Ле Гуин, где всю фантастику при желании можно из книги вырезать, и ничего особо не изменится (впрочем, знаю, что есть фанаты именно такого подхода — и неудивительно, что вот в топе у блогера Аввы сидит и "Игрок" Бэнкса, и "Левая рука тьмы", и Джин Вулф тоже).
Не знаю насчёт данного издания, но вообще книга настолько старая, что введение написано не просто со спойлерами, а там разжёвывается и интерпретируется весь сюжет от начала до конца (т.е. это по сути хорошее такое послесловие, которое по идиотской традиции давних лет было принято пихать в начало книги). Ещё забавно, что само название книги — "Пятая голова Цербера" — мельком поясняется только один раз в первом рассказе: один из героев высказывает своё мнение о том, что есть каждая из трёх голов медной статуи во дворе особняка и говорит, что у Цербера есть ещё невидимая четвёртая голова — сучья (нелёгкая женская доля проходит чрезвычайно тонкой, но красной нитью по всему повествованию). А вот пятая отдаётся целиком на откуп читателю. И автор введения довольно остроумно замечает, что пятая голова у созданного автором Цербера — волчья, это мистическая голова самого Вулфа. - Гукова Виктория — 14 Января 2023
Ох, давно не читала книги, которая заставляет меня постоянно думать, искать связь( и находить!) , отсылки, сравнения! И написано очень живо! Такой слог и манера повествования! Сюжет не нов, такие истории не раз встречаются. Но как их преподносит Вулф... Хотя признаюсь честно из трёх частей, на которые поделена книга, мне больше всего симпатизирует именно первая. Остальные просто дополнения к ней.
Но что меня раздражает, так это открытый финал. Такой уж я человек, хочу знать итог, к чему все привело. А ведь идея о поиске себя, своей мысли бытия!
К моему огромному сожалению автор другой позиции на этот счёт. - Майя Ставитская — 29 Июля 2023
Не были они смуглыми и золотоглазыми
Призраки по ночам терзают в пустыне путников,
внемлющий их речам может легко заблудиться -
шаг в сторону и кранты...
Мое утро началось с рецензий жюри премии "Новые горизонты" на "Мост" Аси Михеевой, новаторство, яркость, нетривиальность изобразительных средств которого все отмечали, и почти все говорили, что хорошо, но фэнтези с твердой НФ не сопрягается, а главное - читатель-то вот этого не поймет. И я подумала, что если бы полвека назад основатель жанра научного фэнтези Джин Вулф встретил таких чутких и ставящих во главу угла читательский комфорт критиков, то в мировой литературе схлопнулось бы на старте целое направление, которое в современной, к слову, русской развивает одна Михеева.
"Пятую голову Цербера" не признали бы шедевром, не было бы номинаций на Хьюго, Небьюлу. Локус, а в мире не открылась бы одна из миллиона дверей в неуютное, но такое интересное пространство. Однако Вулфу и всем нам повезло больше. На этом трехчастном романе из как-бы автономных повестей надо бы кроме маркировки 16+ ставить
предостережение, вроде: "Осторожно, сжигает мозг!" и "Неподготовленному читателю не брать". Хотя со вторым проще, нужно только найти проводника, которым сегодня буду я.
Итак, "Пятая голова Цербера", титульная повесть и одновременно название первой части романа. Время действия отдаленное будущее, место - земная колония, заселенная преимущественно потомками французов, потерпевших поражение в какой-то давней войне, причем правящую верхушку составляют не они. Колонизация случилась давно и Земля успела забыть-потерять этих своих блудных детей. Тут покорение космоса ни разу не Миссия, отношение скорее как к неперспективным в плане обогащения земным колониям, вроде Австралии и Новой Зеландии, куда ссылали каторжных: пусть истребят аборигенов и начнут как-нибудь хозяйствовать, а там видно будет. Потом и вовсе забыли, и когда переоткрыли заново, на планетах-близнецах Сент-Анне и Санта Крузе уже сложились устойчивые сообщества со своими порядками, более прогрессивным на Крузе, Анна вовсе скатилась к рабовладению при, в остальном, системе государственного устройства больше соответствующей Европе конца 19 века.
Герой-рассказчик молодой человек из привилегированной семьи Вейль, мамы они с братом Дэвидом не знали, воспитывают их отец, тетя и робот-андроид мистер Миллион. Семейное благосостояние зиждется на элитном публичном доме с, кроме прочего, генно-модифицированным персоналом. Разного рода экспериментами, перекраивающими плоть, занимается отец, в преемники себе готовя рассказчика, которого назвал Пятым - на крыльце их особняка скульптура трехголового адского пса Цербера и мальчик думает, что три головы - это отец-Мэтр, тетя, м-р Миллион, четвертая Дэвид, а пятая, соответственно, он сам. Не зря ж его так назвали.
Семья решает взбунтоваться против власти Мэтра, в заговоре участвуют тетя, Дэвид, их подруга, а также м-р Миллион, о котором уже известно, что в этом металлическом теле заключено сознание прадеде. Совсем уж всего я пересказывать не буду, чтобы не лишить вас удовольствия самостоятельного построения версий. Перейду ко второй повести.
"История" Джон В.Марш. - самая темная часть. Что-то вроде сновидения или галлюцинации, в котором антрополог с Земли из финала первой истории переживает опыт жизни человека из аборигенной расы Пескоходца незадолго до прибытия землян. Разлученный в детстве со своим близнецом, украденным Болотниками, он вырастает в совершенно иной, непостижимой для землян, культуре, где деревья живые и не только контактируют с людьми, но могут давать потомство туземным женщинам. Где сосуществуют обычные люди и Дети Тени, такие оборотни. Хотя оборотничество в большей или меньшей степени характерно для всех представителей автохтонной фауны, включая некоторых животных. И в этом смысле не праздным оказывается вопрос, которым задается герой первой новеллы: "А в точности ли мы люди? Может быть мы аборигены, которые убили колонистов, завладели их внешностью и сами успели позабыть об этом за давностью лет?" Такой отчасти оммаж "Марсианским хроникам" Бредбери, где этот мотив звучит настойчиво, но взгляд более жесткий и циничный.
"V.R.T." - заключительная часть, по объему равна двум предыдущим, и по времени на несколько лет позже визита Джона Марша в дом Вейлей. Теперь он арестован по подозрению в шпионаже в пользу Санта Круз, откуда прибыл на Сент Анну ("от соседей ни доброго ветра, ни доброй жены", испанская пословица). Следствие ведет Дэвид Вейль, записи допросов перемежаются записками, которые Марш ведет в узилище, это чудовищные каракули, хотя полевые заметки он делал вполне читабельным почерком. Объясняя это травмой, нанесенной укусом местной дикой кошки, он оставляет место сомнениям. Дело в том, что аборигены, во всем похожие на людей и ловкие в обращении с природными материалами, чудовищно неуклюжи и необучаемы с любыми инструментами, сделанными людьми.
Постепенно, по некоторым оговоркам, мы догадываемся, что под внешностью антрополога с Земли скорее всего скрыт молодой человек полукровка из аборигенов, который служил у него проводником во время экспедиции в труднодоступные районы
планеты и "погиб" при загадочных обстоятельствах, аккурат тогда. когда перечитал все книги землянина. Но тут все сложнее. Рассказчик считает себя Маршем и одновременно воспоминания его явно принадлежат V.R.T. ("как сложно, но в этом-то вся и прелесть").
Роман сильно непростой, с мерцающим третьим смыслом поверх вуали (Veil "вуаль") второго, и далеко не явного основного. С мощной темой двойничества: клоны первой части, близнецы второй, оборотень-подменыш третьей - и везде двойник оказывается смертельно опасным. С яростно звучащей социальной нотой - колониализм с истреблением коренных народов, рабовладение с людьми, низведенными до уровня вещей. С культурной апроприацией, которая станет актуальной спустя полвека, уже в наши дни. С еще еще десятком аспектов. И это крутейшая головоломка, над которой есть о чем подумать. - Анонимно — 7 Сентября 2021
Интересная книга, советую, читайте, дивитесь умной фантистике
- Кольцова Екатерина — 15 Ноября 2021
Очень интересная и необычная книга, конечно, оставляет после себя неприятный осадок грусти, но к прочтению обязательна!
- Анонимно — 1 Мая 2023
Это шедевр. Как только я закончил читать, мне пришлось начинать заново.
Знаете что самое удивительное в данной книге?
Все потому, что, дойдя до конца, вместо такого плоского ощущения: «Ну, это было весело, что теперь?» Я скорее подумал: «Вау! Интересно, что случилось с …» И вообще куча всего, но говорить не буду. Поэтому мне приходится перечитывать ее, чтобы найти ответы, и делать это с еще большим удовольствием, чем в первый раз. Подсказки для ответов на мои вопросы разбросаны по всей книге, но прямо ничего не написано. На протяжении всей книги проходит тема идентичности, которая делает нас теми, кто мы есть. Мы воображаем, что мы уникальные существа, но так ли это на самом деле? Что делает меня мной или тебя тобой? Появление? Личность? Генетика? Среда? Образование? Наши воспоминания? Ничего из этого? - Иван — 2 Июля 2023
Джин Вулф уникальный писатель, известнейший за рубежом, в том числе, крайне любим и уважаем в писательской среде, но почти не известен у нас. Его стиль сродни набоковскому, при этом, то тут, то там можно найти постмодернистские штучки уже из арсенала от Борхеса до Эко, абсурдизм Кафки и фантасмагорию Лорда Дансени. Его мало переводили, но наконец сейчас в магазинах доступны аж 5 его книг. 5 голова Цербера - одно из лучших его произведений, сразу после выхода в свет ставшее культовым. Книга-энигма мозайка со множеством смыслов, философским подтекстом. Для ценителей серьезной литературы, только условно именуемой фантастической.
- Женя — 29 Сентября 2023
История колонизации и контакта человечества с местной аборигенной цивилизацией – метаморфов. При этом повествование ведется ретроспективно (много поколений спустя прилета земного корабля) и в форме интеллектуального детектива. Когда читателю самому надо сложить паззл (никакого детектива, с трубочкой у камина все объясняющего, в финале не будет). Великолепное чтение.
- PS — 27 Января 2024
Роман, состоящий из трёх взаимосвязанных историй, рассказывает о планетах-близнецах. И все они вращаются вокруг проблем поиска идентичности.
Один из самых любимых моментов в романе: аборигены одной из планет были оборотнями, настолько идеальными, что могли затеряться среди колонистов-людей. Писатель очень тонко обыгрывает сомнения, беспокоящие колонистов и исследователей, заглянувших внутрь себя.
Причём важнейшие для историй события находятся очень далеко от точки повествования, а потому мы неоднократно сталкиваемся с тем, что кто-то что-то рассказывает, читает чужой документ, слышит историю и проч.
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 13 р. до 32 р. в 8 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Джин Вулф |
Переплет | Твёрдый переплёт |
Издатель | Эксмо, Fanzon, Редакция 1 |
Год издания | 2021 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 352 |
Серия | Fanzon. Большая фантастика |
Страниц | 352 |
Переплёт | твердый |
ISBN | 978-5-04-155694-5 |
Размеры | 13,00 см × 20,50 см × 2,00 см |
Формат | 130x205мм |
Тематика | Научная фантастика |
Тираж | 3000 |
Раздел | Научная фантастика |
Издательский бренд | Fanzon, Редакция 1 |
Возрастное ограничение | 16+ |
Количество страниц | 352 |
Вес | 0.38кг |
Издательство | Эксмо |
Автор | Вулф Джин |
Тип обложки | твердая |
Жанр | фантастика |
Количество книг | 1 |
Оформление обложки | частичная лакировка |
Бумага | офсет |
Книги: Фантастический зарубежный боевик Издательство Fanzon
Категория 10 р. - 15 р.
Книги: Фантастический зарубежный боевик
Категория 10 р. - 15 р.
Книги: Фантастический зарубежный боевик: другие издатели
- fanzon
- Freedom
- Neoclassic
- Neoclassic, Астрель
- Азбука
- Азбука Издательство
- Азбука-Аттикус
- Азбука-Аттикус, Азбука
- Азбука-классика
- Альфа-книга
- Альфа-книга, Армада
- АСТ
- АСТ, Neoclassic
- АСТ, Астрель СПб
- Астрель
- Домино, Эксмо
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Издательство Fanzon
- Издательство АСТ
- Иностранка
- Истари Комикс
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ООО "Издательство Астрель"
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Фантастика
- Фантастика Книжный Клуб
- Феникс
- Центрполиграф
- Центрполиграф Издательство ЗАО
- Эксмо
- Эксмо, Inspiria, Редакция 1
- Эксмо, Домино
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо-Пресс