Отзывы на книгу: Репетиции (Шаров Владимир Александрович); ArsisBooks, 2009
Отзывы (5)
- Ленуарий — 31 Января 2013
Источник: Известия, 2 мая 2012, Елена Иваницкая
"Добро, обращенное на близких, всегда больше,
чем добро, обращенное на человечество"
Владимир Шаров — о рае на земле, сожженных архивах и умении не сбиваться в стаи
Автор восьми романов Владимир Шаров, которого на Западе называют "новым российским Достоевским", отметил 60‑летие и готовит к изданию новую книгу. Корреспондент "Известий" встретилась с юбиляром.
— Вы завершаете еще один роман. О чем он?
— Роман (рабочее название "Возвращение в Египет") получается очень большой: это фрагменты почти тысячи писем людей, прочно между собой, в том числе и по крови, связанных. Это их жизнь с 20‑х примерно по середину 60‑х годов прошлого века, и всё это так или иначе переплетено с комментариями к разным гоголевским текстам.
— Вашу писательскую манеру сопоставляют и с реализмом Льва Толстого, и с фантастическим абсурдом Кафки. А как вы сами ее определяете?
— Можно, наверное, сказать, что я ранен безумием нашей жизни, каким-то совершенно диким желанием втиснуть ее ужас в формальные и ко всему безразличные рамки. Достаточно вспомнить про папки со следственными делами, на которых был штамп: "Хранить вечно". В меру своих сил я и пытаюсь описать это вмешательство слов и понятий, связанных исключительно с Высшей силой, в самую обыкновенную жизнь заурядного человека. Эту ни с чем не сравнимую реалистичность нашего безумия, его достоверность, которая убила или сломала жизнь миллионам людей, а в общем, и всей стране.
— В своей прозе вы исследуете жестокий опыт ХХ века. А каким представляется вам желанный, добрый к человеку мир?
— Я убежден, что добро очень зависит от расстояния. Обращенное на близких — родных и друзей — оно всегда больше, чем обращенное на все человечество. Я безусловный сторонник "малых дел" — частной, семейной жизни. Люблю не философские трактаты и политические манифесты, не жизнеописания "сильных мира сего" (хоть я и историк), а дневники, воспоминания, переписку самых обыкновенных людей, роль которых в истории с общепринятой точки зрения невелика. Надо сказать, что всего этого от русского ХХ века осталось очень мало. Люди, боясь ареста, немилосердно жгли домашние архивы, а та часть, которая уцелела, написана со столь явной внутренней цензурой, что ничего, кроме печали, это не вызывает. Разумеется, я признаю, что немалое число тех, кто хотел радикально переустроить общество, выстроить рай на Земле, руководствовались вполне благими мыслями, однако, наверное, в любых абстрактных конструкциях (чем они величественнее, тем этого больше), есть что-то настолько враждебное человеку, что они режут его не хуже ножа.
— Вы придерживаетесь либеральных взглядов. Ответьте на вопрос: "Почему я либерал?"
— Большая часть того, что существует в мире (тут с Гегелем спорить трудно), так или иначе имеет свое назначение и смысл. И все-таки лично мне кажется, что самое хорошее, что в нас есть, связано с нашей непохожестью друг на друга, а не с нашей способностью сбиваться в стаи.
— Опыт историка, специалиста по истории русской Смуты, помогает вам понять сегодняшний день?
— XVI век — опричнина и начало XVII — смутное время — обнажили бездну всякого рода отношений, связей, институтов, которые прежде держали Россию, были ее фундаментом и несущей балкой и которые именно верховная власть шаг за шагом, послойно, начала разрушать. А дальше этот снежный ком катился уже сам собой, ничего нельзя было ни остановить, ни поправить, и прежде чем все постепенно стало восстанавливаться, прошло много десятков лет и погибло огромное количество людей — по разным оценкам, до трети населения России. Это был чрезвычайно страшный опыт того, чего нельзя делать никогда и ни под каким предлогом. И этот опыт со временем ничего не потерял. Он, так сказать, и сейчас живее всех живых.
— Писательство — это радость или страдание? Или "радость–страданье одно"?
— В первую очередь это очень долгий и очень медленный труд. Когда пишешь вещь 5–6, а то и семь лет, неизбежны длинные и, понятно, невеселые периоды апатии, неуверенности в себе, часто и полной безнадежности. А как это точнее назвать — радостью, страданием или чем-то третьим, — я сказать затрудняюсь.
— Какие из ваших романов вам особенно дороги и почему?
— В общем и целом я отвечаю за все, что написал. Кроме того, на вопрос, кого из своих детей ты любишь больше, ответить трудно. Все-таки те люди, чье мнение я знаю, выделяют "Репетиции", "Старую девочку", "Воскрешение Лазаря" и "Будьте как дети".
— В ваших романах немало эротических сцен. Почему они для вас так важны?
— Эротика (в моем исполнении она, как правило, мягкая) — законная часть той интимной человеческой жизни, которая меня интересует. Вне и помимо нее трудно представить любовь, ласку, нежность двух близких людей. Наверное, поэтому.
— Что из личного опыта вы бы хотели передать своим детям и их ровесникам?
— Пожалуй, только одно: понимание того, насколько сложен, изменчив и подвижен мир, насколько легко походя, невзначай можно обидеть человека. Мне вообще кажется, что большая часть, а, может, и всё зло в нашем мире (революция в том числе) — от попыток упростить мир, посмотреть на него математически ясно и понятно. - Олег Кузаков — 10 Сентября 2015
Один из самых необычных романов, читанных мной за последние 10 лет. Его главный герой - философия русской истории, как ни парадоксально это может звучать. Вектор и динамика русской истории интерпретированы автором в романной форме: Постановка Евангелий как история России последних 400 лет в миниатюре. Будет интересен всем, интересующимся проклятыми "вечными русскими" вопросами... Специфика - авторский стиль сплошного "ветхозаветного" рассказа - без диалогов и прямой речи, который будет не всем по вкусу. Однако роман - одна из самых оригинальных и самобытных вещей современной русской литературы, заслуживающий самой высокой оценки хотя бы за свою неповторимость и самобытность...
- Агата272 — 27 Апреля 2016
"Репетиции" - первый роман, открывший мне прозу Шарова. Был бы он мне интересен, если бы не была знакома с Библией? Да, все равно интересен. Читается на одном дыхании. Сюжет прекрасен. Рекомендую всем!
- Dmitriy_Chekan — 19 Марта 2016
Прежде всего следует поблагодарить ArsisBooks за потрясающего качества издание избранной прозы Шарова в трёх томах, куда собственно входят и "Репитиции". Выбор произведений, конечно, может вызвать вопросы, однако к исполнению не придраться - всё на высоте. Бумага плотная, приятная на ощупь, всё добротно проклеено и прошито. Отдельная благодарность художнику, сумевшему очень чутко уловить настроение романов Шарова и воспроизвести в иллюстрациях.
О самой книге можно говорить много и долго, но я ограничусь главным - это, на данный момент, очевидно самая ёмкая и лаконичная книга прижизненного классика. Количество сквозных историй, по сравнению с прочими его произведениями, значительно уменьшено и почти весь объём книги занимает центральный сюжет, базирующийся на развёрнутой метафоре истории русского народа, как бесконечных, длящихся на протяжении веков грандиозных Репетиций Второго пришествия Христа. Книга во многом перекликается с другими романами Шарова, как структурно так и сюжетно. Композиция, в целом, типична для автора - зачин с условным героем-рассказчиком, нахождение им некоей рукописи/архива/истории, развёртывание этой истории перед читателем в повествовательном тоне. Как я уже сказал, в двух словах рассказать об этой книге невозможно. Как и любой другой роман Шарова, его нужно читать внимательно и въедливо, вскрывая всё новые и новые смысловые пласты. - A Olga — 4 Октября 2023
Интересная история. Мне это чем-то напомнило Маркеса "100 лет одиночества". Время движется по спирали в рамках одного общества, коллектива, секты. И чем-то напомнила "Лавра" Водолазкина, наверное потому, что это часть истории России, самобытная культура, менталитет конкретного отчужденного поселения. Первые страниц 30-40 для меня были скучными, библейскими, приходилось перечитывать предложения, чтобы "врубиться" о чём это. А после втянулась в сюжет и прочла книгу довольно быстро, увлеченно. Иллюзии, в которых пребывают герои, мифологическое будущее, наваждение... Еще для себя отметила, что автор нестандартно строит предложения, что придает повествованию еще больше шарма.
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 10 р. до 17 р. в 3 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Владимир Шаров - выдающийся современный писатель, автор семи романов, поразительно смело и достоверно трактующих феномен русской истории на протяжении пяти столетий - с XVI по XX в. Каждая его книга вызывает восторг и в то же время яростные споры критиков. Три книги избранной прозы Владимира Шарова открывает самое захватывающее произведение автора - роман "Репетиции". В основе сюжета лежит представление патриарха Никона (XVII в.) о России как Земле обетованной, о Москве - новом Иерусалиме, где рано или поздно должно свершиться Второе Пришествие. Евангельский миф и русская история соединены в "Репетициях" необыкновенной, фантастически правдоподобной, увлекательной, как погоня, фабулой.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Шаров Владимир Александрович |
Формат | 216.00mm x 148.00mm x 21.00mm |
Авторы | Шаров В. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2009 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 336 |
Переплет | Твёрдый |
Издатель | ArsisBooks |
Год издания | 2009 |
Кол-во страниц | 336 |
Страниц | 336 |
ISBN | 978-5-904155-08-7 |
Размеры | 21,50 см × 14,50 см × 2,00 см |
Тематика | Современная отечественная проза |
Тираж | 3000 |
Серия | Современная литература |
Книги: Исторический роман
Категория 8 р. - 12 р.
Книги: Исторический роман: другие издатели
- RUGRAM
- T8Rugram
- Азбука
- Азбука Издательство
- Алгоритм
- Альфа-книга
- Амфора
- Аркадия
- АСТ
- АСТ, Neoclassic
- АСТ, Жанры
- Вече
- Виссон
- Гелеос
- ИД Комсомольская правда
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Издательство «АСТ»
- Иностранка
- Клуб семейного досуга
- Книжный дом
- Книжный Клуб Книговек
- Комсомольская правда
- Крылов
- Мир книги
- Навчальна книга - Богдан
- Неизвестный
- ООО "Издательство "Эксмо"
- Сибирская Благозвонница
- Фантом Пресс
- Фолиант
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо-Пресс
- Яуза