О книге: Дневник учительницы воскресной школы; Common place, 2020
- Издатель: Common place
- ISBN: 978-5-999999-1-31-5, 978-9-999991-31-5
EAN: 9789999991315
- Книги: Мемуары
- ID:6979844
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Кислинская-Вахтерова Эмилия Орестовна |
Переплет | Мягкий |
Год издания | 2020 |
Издатель | Common place |
Формат | 130х200 |
Автор | Кислинская-Вахтерова Э. |
Авторы | Кислинская-Вахтерова Э. |
Переплёт | Мягкий |
Год публикации | 2020 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 480 |
Кол-во страниц | 480 |
ISBN | 978-9-999991-31-5 |
Размеры | 84x108/16 |
Обложка | мягкая обложка |
Язык издания | rus |
Сравнить цены
Последняя известная цена от 19 р. до 43 р. в 4 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
В эту книгу вошли избранные работы Эмилии Кислинской-Вахтеровой, просветительницы конца XIX – начала XX века. Она организовывала бесплатные школы для взрослых и детей, преподавала в них и печатно боролась за свободу образования, а итогом ее трудов стали профессиональные мемуары, написанные в традиции писателей-народников. Опыт Кислинской-Вахтеровой и культурнического народничества в целом в советский период был по большей части предан забвению. Ключевой текст сборника, «Дневник учительницы воскресной школы», издается впервые, остальные тексты переиздаются впервые после прижизненных публикаций.
Смотри также о книге.
Отзывы (2)
- Климова Анна — 11 Декабря 2020
Отличное издание. Качественная полиграфия - книга в мягкой обложке, но не разваливается после первого прочтения
толстая белая бумага - лучше, чем у книг многих крупных издательств
приятный шрифт.
Книга выпущена издательским проектом "Вздорные книги" (подразделение "Common place") тиражом всего 300 экземпляров (успевайте!). Отмечу, что на ней указана "рекомендуемая цена" - 552 рубля.
С точки зрения содержания книга уникальная: это первое издание обширных дневников Эмилии Кислинской-Вахтеровой, учительницы конца 19 - начала 20 века. Повседневность деревни, состояние образования в этот период (предметы, педагогические методы, система оценивания и пр.), детская повседневность - быт, досуг и нравы, отношение к учебе, восприятие прочитанной литературы - все это и многое другое нашло отражение в ее дневниках. Издание хорошо прокомментировано, дополнено предисловием, публицистическими статьями Кислинской-Вахтеровой и др. Интересующиеся гендерной историей тоже будут довольны. - spl — 13 Июля 2024
Автор этого любопытного издания, Эмилия Орестовна Кислинская-Вахтерова (1861–1957?) – деятельница народного образования России, писательница и публицистка. Дочь царского генерала, она принадлежала к либеральному (т. е. не террористическому) крылу народничества – культурничеству, выступавшему за образование и просвещение народа, прежде всего крестьянства. Ее литературная, общественная и педагогическая деятельность пришлась в основном на три десятилетия – с 1890-х до конца 1910-х гг.
В пору своего расцвета Э. О. Кислинская-Вахтерова организовывала народные воскресные школы и преподавала в них, активно публиковалась в педагогической периодике тех лет, участвовала в учительских съездах и объединениях. Ее муж, В. П. Вахтеров (1953-1924), известный учитель и ученый, последователь идей Ушинского, был ее соратником на ниве народного образования. Созданный им в самом конце XIX в. «Русский букварь» выдержал более 120 изданий. Большое распространение получила и его хрестоматия «Мир в рассказах для детей», написанная в соавторстве с супругой.
После революции они оба пытались сотрудничать с новой властью (Вахтеров даже преподавал в педуниверситете, его жена работал в педагогической библиотеке), но масштаб их деятельности постепенно угасал. Не соглашаясь с большевиками, но и не противоборствуя им, Кислинская-Вахтерова лишилась возможности продолжать свою общественную деятельность и была забыта. Ее судьба после середины 1920-х гг. прослеживается плохо, даже дата ее смерти точно не известна.
Издание состоит из двух частей: тексты самой Эмилии Осиповны (11 произведений от шести до 135 стр., общим объемом в 420 стр.) и приложение на 50 стр. (пять статей других авторов о работе и работах Э. О.). Есть вводная статья на 3,5 стр., где автору уделена одна страница. Имеется достаточное количество постраничных комментариев. Авторы предисловия и примечаний (тщательно скрытые от глаз читателя на странице с выходными данными) – Тимур Селиванов и Анна Слащева. Принцип отбора текста и его редактирования (есть купюры) не ясен. Почему были выбраны работы именно Кислинской-Вахтеровой – тоже не вполне понятно, она была не единственной пишущей учительницей и педработником рубежа 19-20 вв.
Чтобы было понятно, воскресные школы – это не приходские учебные заведения при храмах, а школы выходного дня, основанные земствами и городскими думами для неграмотных и малограмотных, преимущественно взрослых, хотя брали и детей. Возникли они в конце 1850-х гг., создавались энтузиастами на волне подъема первых лет правления Александра II. Но скоро были поставлены под строгий контроль государства (об этой стороне существования воскресных школ Кислинская-Вахтерова много пишет) и работали по шаблону.
Первая работа сборника – ранее не издававшийся дневник Кислинской-Вахтеровой, извлеченный составителями из архива, вторая – написанный на его основе и изданный текст, более качественно отредактированный, с анализом и обобщениями. Написано хорошо, без претензий, читается достаточно легко и местами весьма интересно, особенно когда автор описывает живых людей, а не рассуждает о разных отвлеченных идеях.
Здесь много любопытных наблюдений за подопечными воскресных школ. Напр., дети и взрослые с удовольствием читают (многие идут школу прежде всего как в библиотеку), пишут стихи. Но отнюдь не только - они также много дерутся и воруют – книги, перья, чужие вещи.
Много оригинальных интересных портретов учащихся. Об учителях говорится на удивление мало, возможно, потому что был большой их дефицит и текучка кадров.
Учителя жалуются на начальство (совсем как сейчас) и нехватку книг и пособий для себя и детей. Нередко деньги на соответствующие расходы думами и земствами выделяются, а вот чиновники пользоваться ими не давали, даже в виде благотворительности книги остерегались принимать, дабы не развратить по неосторожности народную нравственность…
Любопытен (хоть и более академичен) материал о детской литературе – что читали дети на рубеже веков. Он хорошо коррелируется с указаниями в записках и дневниках Кислинской-Вахтеровой о том, что дети (особенно городские) предпочитают приключенческую литературу классической.
Оформление среднее – мягкий переплет, толстая бумага, мелкий шрифт. Читать этот объемный том неудобно. Иллюстраций нет (фото Э. О. Кислинской-Вахтеровой есть в интернете, можно было бы разместить в книге). Тираж 300 экз. уже разошелся.
Сложно сказать, кому эта публикация будет интересна, скорее всего, историкам педагогики в нашей стране.
© Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Книги: Мемуары Common place
Категория 15 р. - 23 р.
Книги: Мемуары
Категория 15 р. - 23 р.
Книги: Мемуары: другие издатели
- Corpus
- RUGRAM
- Аграф
- Азбука
- Алгоритм
- Алгоритм, Редакция 1
- АСТ
- Бомбора
- Вагриус
- Вече
- Возвращение
- Захаров
- Зебра-Е
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Книга по требованию
- КоЛибри
- Кучково поле
- Молодая гвардия
- Нестор-История
- Новое литературное обозрение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ПРОЗАиК
- Редакция Елены Шубиной
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Родина
- Родина Издательство ООО
- Секачев В.
- У Никитских ворот
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Яуза
- Яуза, Редакция 1