Отзывы на книгу: Памяти памяти (Степанова Мария Михайловна); Новое издательство, 2018
- Издатель: Новое издательство
- ISBN: 978-5-98379-215-9
- Книги: Дневники. Письма. Мемуары.
- ID:1814304
Отзывы (22)
- Угро Анна — 25 Декабря 2017
Прочитала пока 50 страниц, но, на мой взгляд, эта книга не из тех, что читаешь залпом, но которая, несомненно, требует прочтения. Почему? Во- первых, прекрасный язык, неожиданно изысканные метафоры и сравнения, от всего это получаешь эстетическое удовольствие. Во- вторых, автор ставит перед собой, возможно, тривиальную, но от этого не исключающую сложности задачу:как рассказать о тех, в чьих жизнях не было ничего выдающегося и героического. Как рассказать о тех, с кем ты не был знаком и помнишь лишь обрывочные предания. И тут Степанова находит себе помощников- вещи, потому что вещи- это, наверное единственное, что остается после нас, остальное все эфемерно- даже память.
- Дорфман Лиза — 1 Января 2018
Содержание: интеллектуальные сайты наперебой превозносят эту книгу как новую веху в истории современной русской литературы в жанре эссе. Это, видимо, правда: книга и правда написана стилистически безупречно. Но этого следовало ожидать, поскольку автор - поэт, и это чувствуется метафорами.
Форма: книга в мягкой обложке, бумага плотная, хоть и не глянцевая. Шрифт мелкий, читать неудобно.
Резюме: для любителей жанра эссе и личных воспоминаний - это очевидный выбор. - Романова Vals_Boston — 24 Марта 2018
Мутный, плохо читаемый текст с массой повторов и неточно использованных слов. Скучные люди, скучные ситуации, скучный язык, скучные наблюдения. Такого добра в ЖЖ в свое время было много. Бездарные мемуары ничем не примечательных семей.
- Величко Михаил — 1 Апреля 2018
Рецензию писать - значит критиковать избыточность зауми и назойливость языковых красивостей посреди увлекательного и умного рассказа автора о своих предках. Поэтому ограничусь тем, что уяснил из содержания книги, сравнивая текст ее с собственными представлениями об истории моих родственников. Понимая идейную проблематику этого "романса" как отрицание возможности адекватного отражения ушедших в мир иной персонажей через любые сохранившиеся свидетельства их существования, я убедился в том, что острота этой проблематики и интерес к ней очень сильно зависят от того, какое место занимают эти персонажи и их потомки в иерархии социальных страт.
Книжку Степановой мне подарила моя дочь, которая совсем немного старше автора. Обнаружились такие "пересечения". Моя бабушка по линии отца, т.е. прабабушка дочери, тоже носила имя Сарра Гинзбург. Пусть не ей, всю жизнь не покидавшей одесской Малой Арнаутской улицы, но ее супругу Ицхоку тоже удалось побывать в Европе. Пусть не в Париж, но в Лондон, его свозил приятель, пусть не на годы, но всё же на несколько дней. Приятель был кочегаром углегруза и после одной совместной пьянки привел его к себе проспаться на пароход, который в ту же ночь отчалил в Англию. Столь же благополучным способом прадед моей дочери, рабочий одесской бойни, и вернулся обратно домой. Один из нескольких сыновей Ицхока и Сарры в пору своего обучения на токаря посвятил летние каникулы зарабатыванию денег. Для этого он поехал в Херсон, и вот что написал об этом уже в 70-е годы:
"В Херсоне мне повезло. После того, как мне отказали в приеме на работу у ворот завода Гуревича (в те времена безработные подходили с раннего утра к воротам, и мастера предприятия отбирали тех, кто им больше нравился), я решил, что надо мне как-то иначе проситься на работу. В этом городе было тогда только два завода. Помимо упомянутого был еще завод по ремонту судов, принадлежавший господину Вадону. Этот заводчик по утрам в одни и те же часы подъезжал к своему предприятию. Я воспользовался этим и на третий день пребывания в Херсоне в утренние часы выждал господина Вадона и тут же попросил его принять меня на работу токарем. Не знаю, сыграл ли роль мой жалкий маленький рост или что-то другое, но мой будущий хозяин распорядился дать мне пробу и, если выполню ее хорошо, принять меня на работу.
К моему удовольствию, проба была для меня не сложной и, когда я ее выполнил, мне положили ставку 1 руб. в день. Оплата эта в 1913 г. для 17-летнего паренька была не плохая. Правда, день длился для рабочих (и для меня) на этом заводе 12 часов (с б ч. утра до б веч.), но все же я был доволен."
Стало быть, и с Гуревичем из воспоминаний Степановой наш род соприкоснулся вполне чётко. Однако никаких особых проблем с памятью об упомянутых мною выше лицах ни я, ни моя дочь, подарившая мне книжку Степановой, почему-то не испытываем. Свидетельствует ли это об ущербности моего мироощущения и интеллектуальной неполноценности в сравнении с аналогичными свойствами автора? Знать ответ на этот вопрос для меня гораздо важнее, чем на тот, что обсуждается в "Памяти памяти".
Примечание (от 09.04.18): У дочери отношение к обсуждаемой в книге проблеме - иное, чем сформулированное мной в конце данного отзыва. Но, как неожиданно для меня вдруг выяснилось, она с Марией знакома и поэтому сможет сказать ей о нем в прямом общении. - Елена Здорик — 6 Июля 2018
Собиралась купить, поверила рецензиям.
Цена охладила мой пыл. За 408 страниц мелким шрифтом в мягкой обложке – тысяча рублей? Даже моя большая скидка не слишком корректирует ситуацию.
Вывод один: как только книга отмечена какой-то премией, цена взлетает до небес. Издатели совсем потеряли стыд. - Васильева Ирина — 7 Апреля 2019
Не знаю- как вы, а я нашла свою идеальную книгу. Это просто любовь навсегда! Она прекрасна всем- обложкой, названием, содержанием, а главное -СТИЛЕМ ЯЗЫКА! Это просто нечто!
Мне в очередной раз повезло, книга попала ко мне случайно- в лабиринт боксе на позапрошлый новый год. Кто не в курсе- там несколько книг, а какие точно- неизвестно. Я люблю сюрпризы. Ради одной этой книги стоило заказать!
Долго читала, начала по осени, кажется, и вот только закончила. Но это не захватывающий детектив или триллер, тут нет быстрого развития событий, неожиданных поворотов или чего-то захватывающего. Мария Степанова пытается рассказать историю семьи, вплетая разные культурные моменты в повествование. Мне сама тема очень близка- я давно задумываюсь о написании истории своей собственной семьи и всегда была зачарована прошлым, как в мультике "Анастасия", когда главная героиня попадает в заброшенный Щимний дворец и каждая тарелочека сквозь слой пыли дышит прошлым, обрывки воспоминаний мелькают- люди, которых не вернешь, аж дыхание замирает от этой ностальгии. И вот- вся книга об этом.
Получила просто невероятное удовольствие от процесса чтения, поэтому, наверное, и растягивала. Ниже пара цитат для примера. И так ВСЯ книга написана! Боже, что за писательница, один восторг!
"Квартира теперь стояла оторопевшая, съежившаяся, полная внезапно девальвированных вещей."
"Объем и значимость предполагаемого были так велики, что само собой подразумевалось уютное «не сейчас»."
"Но бывает и так, что фамилия задним числом приоткрывает окошко в свой потусторонний, леденящий смысл, словно можно было бы его предвидеть и уклониться от судьбы, выданной, как билет в этимологической лотерее."
"Эпитафия становится первым жанром письменной поэзии, предметом своеобразного контракта между живыми и мертвыми- пакта об обоюдном спасении."
"Кто жил в России в 1970-х, тот может увидеть в коробках Корнелла что-то очень похожее на секретики, страсть моего детства." (и моего!)
"Интонация- звуковая и языковая повинность, от которой некуда деться,- узнается с двух нот
она ограждает ушедшее время от подделок и самоповторов." - Иванова Анна — 5 Июля 2019
Сначала книга понравилась, 50 стр. качественно, купила бумажную. А дальше такая однообразная мутная муть. Как это вообще можно прочитать?
Современный читатель полистает, поклюет в одном месте в другом. А я, читатель старого закала, который хочет прочитать с начала до конца, вынуждена книгу отложить, точнее просто выбросить. - Прохорова Алла — 22 Апреля 2022
Все книги М
Степновой прочла с большим удовольствием,они захватывали с первых страниц..... но эта... просто не ЛЕЗЕТ НИКАК
скучный текст,сложно читается, вымучивать точно не буду... очень жаль, так долго с нетерпением ждала ее новую книгу... И УВЫ - Ирина Кузьмина — 8 Ноября 2018
Скучновато. Но очень нравится стиль Марии Степановой. Читала другие ее книги. Только по этой причине и прочитала эту. Ради любопытства. Не пожалела. Но от других ее книг у меня больше разных эмоций, впечатлений, мыслей.
- Тётя Лазарева — 8 Ноября 2020
Заказываю.
Но. Зацепило негативно фраза «…как какой-нибудь дневник Марии Башкирцевой»… боже мой, ну зачем так мелко топтаться …
И уверена, что количество прочтений единственного дневника Башкирцевой чрез сто лет будет больше, чем у книг уважаемого автора.
Но заказываю. - Ирина К. — 12 Февраля 2019
Прочитала, примерно, 20% произведения и ничего не поняла. Мучить себя не стала и прервала чтение. Как-то прочитала книгу Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», была просто в восторге от нее и думала, что эта книга тоже «моя», но – нет, не получилось. Не имеет смысла заставлять себя читать то, что не нравится.
- 29319697 — 29 Января 2018
Честнее для такой книги было бы взять псевдоним, а то открываешь Степанову, а там Гинзбурги да Фридманы. В формате эссе это было бы прекрасно. Но такого объёма потока эрудированного сознания я никак не ожидал. В книге есть совершенно потрясающие отрывки, но продраться к ним сквозь толщу словесного недержания нелегко. Милая, порой меткая софистика.
- Светлана Туровникова — 11 Апреля 2020
Я долго хотела прочитать эту книгу – много о ней слышала, и все ходила вокруг да около. Наконец, собралась с силами, и купила ее. В общем, что тут сказать – конечно, книга что называется «на любителя» и далеко не всем зайдет. Кто-то заскучает на первых же десяти страницах, и имеет на это полное право. Но меня исследование Степановой – а как иначе назвать эту книгу? – об истории родной семьи совершенно заворожило. Неспешный стиль повествования, интересная работа с языком, сочетание истории людей и истории культуры – все это меня бесконечно увлекло. И, да, безусловно, книга не развлечет вас, а скорее заставит грустить и задумываться.
- николай пересадин — 11 Января 2018
Придёт время , когда каждый индивид будет страстно пытаться реконструировать историю своего рода и своей фамилии ( семьи ). Не так давно это пытался сделать математик Фоменко- один из авторов Новой Хронологии…Но у Марии Степановой это получилось изящнее и художественнее…
- 543152509 — 7 Июля 2019
книга о памяти, книга о семье, книга о войне, книга о художниках… сентиментальное и неочень путешествие в историю. о том как наша память пытается «придумать» новые вехи в истории и о том насколько сильна коллективная память.
понравится тем, кто любит красивый слог, читая испытываешь наслаждение, каждую страницу хочется перечитывать и перечитывать.
это книга не только об истории семья Степановой, но и об многом другом.
книга и для тех, кто интересуется нетрадиционным искусством и ценит, повторюсь, художественный слог.
пока читаешь, постоянно возвращаешься в памяти к истории своей семьи.
отличная книга. рекомендую. - 478226706 — 11 Февраля 2019
Книга интересна широким охватом истории в лицах, судьбах. Интересна философскими рассуждениями автора. Интересна прецедентными текстами. Написана талантливым человеком.
- Павел Чернов — 1 Марта 2018
Ну вот я реально ждал эту книгу. Остановился на 45 %. И понял, что я просто не могу это читать. Это какая-то софистика. Премудрости. Нет возможности что-то отследить. Читаю и уплываю в другую сторону… Не могу следить за мыслью автора. Наверное просто не моё
- sattelit45 — 26 Апреля 2018
Первые несколько страниц вполне мило. Далее начинает очень сильно утомлять. Ловишь себя на мысли: а зачем, собственно, мне все это нужно знать? зачем такой Талмуд? Нет пассионарности, развернутости, смысла. Но вот, ведь читают люди, значит это нужно им. А я другой.
- groenlandica — 28 Апреля 2018
Ну что сказать:
я изучила десятки боксов Джозефа Корнелла,
посмотрела фильм про Франческу Вудман,
купила на амазоне толстенный том работ Шарлотты Соломон (и горько пожалела, что ничего не знала о ней, когда ездила два года назад в Амстердам),
специально нашла репродукцию де Козимо, чтобы рассмотреть животных с человеческими головами,
стала писать письма родителям (хотя последний год общалась с ними в скайпе или краткими сообщениями),
прочитала Omnibus Андрея Сергеева – и была восхитительно ошеломлена этим текстом и параллелями с книгой Степановой,
разыскала замороженных Шарлотт! Которые оказались куда меньше Дюймовочки, в 1,5-2 см ростом.
Мой мир материальных вещей наполнился новыми – удивительными и отчасти курьезными – персонажами и событиями, он стал осязаемым (хотя связан с далеким прошлым), он звучит, он существует. Благодаря тем связям, которые проявились, сцепились и закрючковались. Благодаря "Памяти памяти". - Ратновский Александр — 15 Января 2018
Очень интересная, прекрасно изданная книга.
- Andrey — 1 Декабря 2020
Книга, которую читал дольше всего
И это "Памяти памяти: Романс" Марии Степановой. Книга, в которой писательница рассказывает историю своей семьи. Она перебирает семейные архивы, находит давно забытые, но не потерявшие своей важности, вещи. Все эти вещи хранят память о прошлом семьи. И Мария Степанова по обрывками восстанавливает эти воспоминания, делает все, чтобы избежать забвения.
"Памяти памяти" - это исследование личной и исторической памяти. Она не разграничивает эти понятия и ищет точки соприкосновения. Эти точками соприкосновения являются моменты, когда "большая" история влияет на жизнь ее родственников. И в какой-то момент книга становится не просто рассказом о ее семье, а рассказом об истории страны. Она обращается к собственным воспоминаниям, к документам и вещам, которые хранят эти обрывки и свидетельства прошлого. Но "Памяти памяти" - это, прежде всего, документ, в котором она исследует моменты "большой" истории. Она показывает картину двадцатого века через его главные события и участников этих событий.
"Памяти памяти" - это книга исследование самого себя. И на протяжении всего текста видно, чем дальше Мария Степанова погружается в прошлое собственной семьи и страны, тем она ближе становится к самой себе. Так или иначе, результатом ее исследования становится поиск своей идентичности и примирение со своим прошлым.
В тексте книги Мария Степанова соединяет личные воспоминания, письма из семейного архива, описывает вещи и фотографии. Писательница отправляется в путешествие по тем местам, которые так или иначе связаны с историей ее семьи. Другая часть книги - это эссе о личностях, которые тоже обращались к теме памяти в своих работах. И через это сочетание разных жанров повествования в одной книге, она пытается разбудить память и избежать забвения. Она воскрешает прошлое и хранит его, а книга является свидетельством это самого прошлого. - Гончуков Арсений — 22 Апреля 2021
"Памяти памяти" трудная книга, хотя это мемуары, да и бывают потруднее книги, но в чем-то совершенно грандиозный текст. Крутит внутри огромные шестерёнки. Ведёт к оформлению и переосмыслению отношений с родовым прошлым. Меня эта книга прямо двигала, как тяжёлый шкаф. Сильно.
Ведь главное, что Мария Степанова делает своим текстом (на самом деле очень простым, не мудреным), это открывает, высвечивает потайную дверь той темы, которая есть в каждом из нас, но с которой не так просто справиться. После ее книги теперь мне кажется, я лучше знаю, как поступать внутри себя с памятью о своем роде, своих предках.
А вы тоже знаете, как смотреть старые семейные фото, что думать, как их понимать, ощущать, и почему вообще надо или не надо эти альбомы листать? Многие даже не смотрят, не хотят ничего вспоминать о предках. Но я вот про это много нового осознал.
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 11 р. до 56 р. в 3 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Новая книга Марии Степановой — попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека.
Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидительства говорят на мертвых языках — описывая и отбрасывая различных посредников между собой и большой историей, автор «Памяти памяти» остается и оставляет нас один на один с нашим прошлым.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Степанова Мария Михайловна |
Издатель | Новое издательство |
Год издания | 2018 |
Возрастные ограничения | 18 |
Переплет | Мягкий |
Кол-во страниц | 408 |
Формат | 170х240 |
Автор | Степанова М. |
Авторы | Степанова М. |
Переплёт | Мягкий |
Год публикации | 2021 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 408 |
ISBN | 978-5-98379-215-9 |
Книги: Эссе, письма, очерки Новое издательство
Категория 9 р. - 13 р.
Книги: Эссе, письма, очерки
Категория 9 р. - 13 р.
Книги: Эссе, письма, очерки: другие издатели
- Corpus
- RUGRAM
- Аграф
- Ад Маргинем
- Азбука
- Азбука Издательство
- Аспект Пресс
- АСТ
- АСТ, Редакция Елены Шубиной
- Вече
- Владимир Даль
- Гиперион
- ИГ Лениздат
- Изд. В. Секачев
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Издательство Ивана Лимбаха
- Интернациональный Союз писателей
- ИТРК
- Кабинетный ученый
- КоЛибри
- Лимбус Пресс
- Наука
- Нестор-История
- Новое литературное обозрение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ООО "Издательство Астрель"
- Редакция Елены Шубиной
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Родина
- Родина Издательство ООО
- Т8
- У Никитских ворот
- Эксмо