Отзывы на книгу: Читая "Лолиту" в Тегеране; Лайвбук, 2022
Отзывы (9)
- Мила — 21 Сентября 2022
Потрясающая и душераздирающая история, основанная на реальных событиях! Произведение читается на одном дыхании, заставляет задуматься о том, что кому-то не доступно то, что у некоторых есть от рождения - свобода. Сражение между политикой и искусством, женщинами и старинными устоями.
Непременно советую к прочтению!
Также в издании содержится интересный дополнительный материал: разговор с автором и рекомендуемая литература, которая фигурировала в самом произведении. - Майя Ставитская — 22 Ноября 2022
Давно, усталый раб, замыслил я побег
"Мы стали одержимы мечтой, захватившей нашу реальность
мечта эта была ужасной и прекрасной, чудовищной в своем воплощении, так как оправдывала и прощала любое насилие."
"Читая "Лолиту" в Тегеране" одна из самых актуальных книг нынешней осени. Вопреки трендам. Ближний Восток, в отличие от Дальнего со сладенькими актерами корейских дорам, популярностью у массового зрителя-читателя похвастать не может. Вместо сертификатов на блефаропластику для улучшение экстерьера, которые южнокорейским подросткам дарят ко дню рождения, выбор иранской девушки между хиджабом, чадрой и паранджой не впечатляет. Почему тогда актуальная?
Потому что рассказывает о том, как внезапно и скоро свобода может смениться несвободой, как либеральные ценности вытесняются домостроем и мракобесием, а государство из защитника превращается в карателя, жестоко наказывающего инакомыслящих. Но если бы только об этом, книга не стала бы такой популярной, а на Goodreads, к примеру, у нее 130 000 читателей, высочайший рейтинг.
Азар Нафиси литературовед, писательница и общественная деятельница из Ирана, наследница династии ученых и политиков с многовековой историей, ее отец до исламской революции и прихода к власти аятоллы Хомейни был мэром Тегерана. Сразу после падения шаха революционные власти проводили аресты среди политиков, отец Азар также был арестован. Она вернулась на родину из Америки, где училась, а после преподавала. Покинуть Иран сумела только через одиннадцать лет.
По сути, "Читая "Лолиту" в Тегеране" хроника того страшного времени, в продолжение которого Нафиси успела поработать преподавателем кафедры Западной литературы Тегеранского университета, уволиться после того, как требование ношения хиджаба стало обязательным, дважды стать мамой, снова вернуться к преподаванию, пережить аресты и казни друзей, восемь лет Ирано-Иракской войны и наконец вернуться в Штаты, где с 1997 года преподает в Принстонском университете.
В заглавие книги, ставшей абсолютным бестселлером в Америке и переведенной на тридцать языков, вынесен опыт домашних семинаров, которые Азар вела на протяжении нескольких лет у себя дома с семеркой самых талантливых и надежных учениц. На этих встречах они изучали лучшие произведения Западной литературы, от Джейн Остен до Набокова. Не академическое занятие в строгом смысле, не книжный клуб - скорее тайное общество единомышленниц.
А вокруг творятся невообразимые вещи. Людей арестовывают за прослушивание музыки и новостей по радио, выйдя на улицу с непокрытой головой можешь быть уверена, что ближайшие годы проведешь в тюрьме и не можешь - что там тебя не казнят. Бесконечные рейды блюстителей нравственности с омерзительной лицемерной риторикой. Мотоциклетные отряды революционных исламистов, которые появлялись в районах, подвергшихся ракетным ударам, чтобы пресекать возможное недовольство, не позволяя оплакивать убитых и разбирать завалы. Поколение, не знавшее мирного неба. Смерть Хомейни и ликование, прерванное словами маленькой дочери: "Но женщины на улице по-прежнему с закрытыми лицами, значит он не умер".
История о том, как хрупкое убежище, выстроенное из книжных страниц, становится самым надежным способом эскапизма. О том, что даже в условиях, когда тебе навязывают абсурдные правила, можно находить пространства, в которых остаешься свободным человеком. - Издательство Лайвбук — 2 Июня 2023
Александр Стесин ("Правила жизни"): «"Читая "Лолиту" в Тегеране" Азар Нафиси — актуальная книга о том, возможно ли (и уместно ли) продолжать заниматься своим делом в условиях, когда все на глазах рушится и меняется навсегда».
Константин Мильчин ("Ведомости"): «Иран после исламской революции, режим закручивает гайки и все сильнее давит на университеты и педагогов. Автор, преподававшая в одном из крупнейших вузов Тегерана зарубежную литературу, увольняется, но продолжает учить избранную группу студенток в частном порядке. Она рассказывает им про своих любимых писателей, их книги, в том числе про "Лолиту" и "Приглашение на казнь" — слишком много параллелей между тегеранской реальностью и набоковской антиутопией. Студентки, как нарочно, представляют все страты иранского общества – получилось полноценное исследование общества, будто автор специально придумала таких разных учениц. Но читателя с первой главы предупреждают, что история правдивая, хотя и беллетризованная. При этом разбор текстов Набокова в книге вполне точный — с литературоведческой и научной точки зрения».
Яна Летт (портал "Литературно"): «"Лолита", "Великий Гэтсби", "Дейзи Миллер" и "Гордость и предубеждение" становятся полноправными героями этой книги. Азар и ее студентки интерпретируют их с точки зрения собственного опыта, в рамках которого "Лолита" воспринимается... как история изъятия одним человеком, диктатором, жизни другого, беззащитного и отмененного... "Читая "Лолиту" в Тегеране" — гимн воображению как самой могучей силе, не подвластной неумолимым обстоятельствам, с одной стороны, и праву человека на свободу и счастье — с другой».
Егана Джаббарова ("Горький"): «Неожиданная параллель, которую автор проводит между Гумбертом, совершающим насилие над Лолитой и в итоге уничтожающим ее, объект своей страсти, и Ираном, совершающим насилие над собственными жителями в попытке угнаться за мечтой о возрождении, поначалу кажется излишней. Лишь по мере продвижения сюжета становится ясно, что подлинная разрушительная мощь насилия не в самом факте его существования, а в том, как стремительно оно подчиняет себе волю людей, парализует их и в какой-то момент навсегда видоизменяет общество и мир. Основное сходство между сюжетами набоковского романа и революционного Тегерана "в конфискации жизни одного человека другим". Если бы не обстоятельства, в которых героини читают роман Набокова, вероятно, значение его было бы принципиально иным, но, будучи пленницами режима и объектами государственного насилия, они не только способны понять переживания героини, но и интерпретировать текст так, чтобы Тегеран и "Лолита" оказались навечно связаны друг с другом... С одной стороны, перед нами документальная проза, события, описанные Нафиси, не просто происходили на ее глазах, но происходили с ней. С другой — в романе жизнь, как и любое материальное, реальное, плотское бесконечно ускользает и оказывается недосягаемым, шифруется, прячется, трансформируется».
Ксения Рождественская ("The City"): «Поразительный документальный роман о существовании внутри тоталитарного общества, о временах, когда реальный мир становится невыносимым, а занятия литературой превращаются в маленькую частную революцию. Жанр книги определить очень сложно: здесь и личные женские истории, и история Ирана 1980–1990-х, и литературоведение, которое напрямую связано с политикой, идеологией, судьбой женщины в тоталитарном мире».
Екатерина Петрова ("Реальное время"): «Это история истинного Ирана, который навсегда изменил жизни миллиона женщин и в результате привел к протестам последних дней». - Иван — 19 Июля 2023
Книга порадовала. Легко читается, слог шикарный. Мне напомнила произведения любимого Пикуля, как по стилю написания, так и по тематике.
Как любой документальный роман о революции и войне читать тяжело и страшно. Начинаешь смотреть на настоящее через призму прошлого, и понимаешь, что история циклична и каждая страна несчастна и счастлива по своему.
К прочтению однозначно рекомендую. - Екатерина — 3 Ноября 2023
Красивая, сильная история о том, как важно держаться за свои ценности, когда вокруг все рушится. О силе человеческого духа, силе женской натуры. Тема феминизма присутствует, при этом она настолько органичная и деликатная, что ты искренне сопереживаешь героиням.
Исторические события тоже вплетены настолько естественно, что они нисколько не мешают, а, наоборот, делают повествование ярче.
Рекомендую всем! - Анонимно — 17 Октября 2024
В конце приведены художественные книги, которые автор читала со своими студентками, американская классика. И я подумала: как же они бедны, у них книг-то всего раз, два и обчелся
многие из них лишь с натяжкой можно назвать американскими, они скорее англоязычные, тот же Набоков. Даже Алису их многострадальную сюда же, в этот американский список, приплели. Джейн Эйр - это вообще полу-бульварный роман, простенький, для юных дев, там читать нечего.
Да, они бедны, почти нищие, по сравнению с нами, но как же они гордятся своими Остинами, Кэрролами, Шарлоттами, как жадно их читают, посещают книжные клубы, обсуждают. А мы, как при богатстве и даже роскоши, радушны к нашей литературе.
Вот и получается, что какие-то девочки, замотанные в платки, знают Набокова по-лучше нашего. А у нас его мало кто читает, считают занудным и сильно на любителя. Ни словечка нет в книге о том, что он и русский классик тоже, он у них американец и баста (что бесит).
Валерий Бондаренко сделал попытку читать Набокова в эфире и сколько у него зрителей было? Три человека, включая Бондаренко.
Мне грустно за нас. Себя , свою культуру не любим и не ценим, разбрасываемся сокровищами. Книги в целом мало кому сейчас интересны, особенно классика. Детективы в мягких обложках, разве что, читают, да эротическое чтиво.
Может виной тому школьная программа, которая гасит последнюю искру? Может стоит запретить русскую классическую литературу и тогда все побегут по подвалам её читать)
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 13 р. до 60 р. в 12 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Выдающийся документальный роман, заслуженно получивший мировую популярность. Книга о том, как политика вторгается в личную жизнь человека, и о жажде свободы, которую невозможно уничтожить. Правдивая история, наполненная поразительными деталями, - взгляд изнутри на существование в стране-изгое.
Азар Нафиси, дочь бывшего мэра Тегерана, получившая образование в Америке, возвращается на родину, чтобы преподавать иранским студентам зарубежную литературу. Исламская революция рушит все планы, и занятия превращаются в тайные собрания. В то время как стражи порядка устраивают рейды по всей стране, фундаменталисты захватывают университеты, а цензура душит искусство, девушки в гостях у Нафиси безбоязненно снимают хиджабы и вдохновенно погружаются в миры Джейн Остин, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Владимира Набокова. "Зыбкая нереальность" происходящего превращается в феерический праздник любви к литературе.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Нафиси Азар |
Переплет | Твердый переплёт |
Издатель | Лайвбук |
Год издания | 2022 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 656 |
Формат | 84х108/32 шитая |
Авторы | Нафиси А. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2022 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 656 |
Раздел | Современная зарубежная проза |
ISBN | 978-5-907428-53-9 |
Возрастное ограничение | 16+ |
Вес | 592 |
Издательство | Лайвбук |
Автор | Нафиси Азар |
Жанр | биографии и мемуары; проза; публицистика |
Тип обложки | твердая |
Количество книг | 1 |
Обложка | твердый переплёт |
Размеры | 13,20 см × 20,80 см × 3,20 см |
Язык издания | Русский |
Страниц | 656 |
Тематика | Современная зарубежная проза |
Тираж | 3000 |
Книги: Мемуары Лайвбук
Категория 10 р. - 16 р.
Книги: Мемуары
Категория 10 р. - 16 р.
Книги: Мемуары: другие издатели
- Corpus
- RUGRAM
- Аграф
- Азбука
- Алгоритм
- Алгоритм, Редакция 1
- АСТ
- Бомбора
- Вагриус
- Вече
- Возвращение
- Захаров
- Зебра-Е
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Книга по требованию
- КоЛибри
- Кучково поле
- Молодая гвардия
- Нестор-История
- Новое литературное обозрение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ПРОЗАиК
- Редакция Елены Шубиной
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Родина
- Родина Издательство ООО
- Секачев В.
- У Никитских ворот
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Яуза
- Яуза, Редакция 1