О книге: Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара; Издательский Дом ВШЭ, 2015
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Глущенко Ирина Викторовна |
Переплет | Твёрдый |
Издатель | Издательский Дом ВШЭ |
Год издания | 2015 |
Кол-во страниц | 96 |
Серия | Исследования культуры |
Формат | 132х206 |
Автор | Глущенко И. |
Авторы | Глущенко И. |
Переплёт | Твёрдый |
Год публикации | 2015 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 96 |
ISBN | 978-5-7598-1289-0 |
Сравнить цены
Последняя известная цена от 5 р. до 11 р. в 3 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Книга Ирины Глущенко представляет собой культурологическое расследование. Автор приглашает читателя проверить наличие параллельных мотивов в трех произведениях, на первый взгляд не подлежащих сравнению: "Судьба барабанщика" Аркадия Гайдара (1938), "Дар" Владимира Набокова (1937) и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова (1938). Выявление скрытой общности в книгах красного командира Гражданской войны, аристократа эмигранта и бывшего врача в белогвардейской армии позволяет уловить дух времени конца 1930-х годов.
В качестве исследовательского подхода для этого автор развивает метод почти произвольных параллелей, не обусловленных причинными связями. Авторское расследование перерастает литературные рамки: в книге использованы не публиковавшиеся прежде архивные материалы, относящиеся к тому же - дьявольскому и будничному - времени, в котором проживал свою судьбу загадочный барабанщик, поколение, читавшее о нем, да и сам Аркадий Гайдар.
Книга предназначена для историков, культурологов, филологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся советским прошлым и его включенностью в мировую историю.
Смотри также о книге.
Отзывы (2)
- Майя Ставитская — 3 Августа 2023
С миру по нитке
"Барабань, барабань,
Только каблучком его ты не порань."
Я не знаю, включены ли сегодня в школьную программу по литературе произведения Гайдара, в моем детстве были. "Чука и Гека", "Голубую чашку", "Тимура и его команду", "Школу" мы читали на уроках. "РВС", "Военную тайну" и "Судьбу барабанщика" нет, их я сама. Последнюю перечитывала раза три. Есть что-то в этой повести, поперек канона советской литературы для детей, с зайчиками-белочками и борьбой хорошего с лучшим, вопреки жесткости до безжалостности Гайдара к своему герою, что заставляло возвращаться к ней снова и снова.
Да я ведь и не одинока. Не случайно ключевой фигурой одной из лучших своих вещей, "Жизни насекомых" Виктор Пелевин сделал Гайдара в образе стрекозы. Там люди - насекомые: муравьиха Марина, мотылек Дима, навозные жуки, мухи, комары, каждому виду-типу посвящена отдельная глава,но именно к образу стрекозы, с этим ее хищным детством прожорливой личинки и невероятным изяществом взрослого вертолетика, он возвращается раз за разом, там это как интермедии. И читатель постепенно понимает, что под Стрекозой совершенно точно подразумевается Гайдар, который в детстве не только полком командовал, но и лично расстреливал, а взрослым написал эти немыслимой красоты книги, учившие поколения детей добру и любви. И это не притворство в нем, не мимикрия, а просто один человек полностью заместился другим.
И я знаю как минимум еще одного прекрасного писателя, который любит "Судьбу барабанщика", это Шамиль Идиатуллин, автор двух однозначно лучших рассказов современной русской литературы о и для подростков. Не в том смысле, что с крупной формой он не лучший, но там и Веркин хорош необычайно, а "Тубагач" и "Кареглазый Громовик" точно, шедевры. Это не к тому, что я взялась рецензировать работу Ирины Глущенко, а говорю все о другом/о других, а к тому, что идея вспомнить эту повесть и поиграть с ней в непрямые ассоциации не ей одной приходила.
Теперь собственно к "Барабанщикам и шпионам", это такая компиляция, скорее всего переделанная из курсовой или дипломной работы в ВШЭ. Для курсача более, чем достойная, особенно имея в виду игровую, беллетрестическую составляющую. Как самостоятельное нон-фикшн книга - скорее никакая. Ирина сопоставляет "СБ" с культовыми для мировой литературы вещами, выбирая для сравнения абсолютно мейнстримные романы: "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Преступление и наказание" Достоевского, "Лолиту" и "Дар" Набокова. С восторгом неофита она вскрикивает: А вот здесь, поглядите-ка, тоже сиротство. А тут - одиночество в большом городе. И маскарад, смотрите, маскарад, а у Лермонтова тоже было про маскарад и героиню - вот же чудо - тоже звали Ниной. Совпадение? Не думаю!
Ну это как-бы да. Мы на Лайвлибе когда пишем рецензии, тоже любим припоминать, в какой другой книжке другого автора уже сталкивались с подобным сюжетным ходом, чертой героя, деталью. Но это не делает сетевых текстов книгами, в точности как не делает сколько-нибудь стоящим исследованием "Барабанщиков и шпионов". Особенно имея в виду, что авторский текст составляет примерно 30% от общего объема, львиная доля книжного пространства отдана цитатам.
Но за то, что напомнила нам и рассказала своему поколению о хорошей книге - спасибо авторке. - Майя Ставитская — 3 Августа 2023
Есть что-то в этой повести, поперек канона советской литературы для детей, с зайчиками-белочками и борьбой хорошего с лучшим, вопреки жесткости до безжалостности Гайдара к своему герою, что заставляло возвращаться к ней снова и снова.
Да я ведь и не одинока. Не случайно ключевой фигурой одной из лучших своих вещей, "Жизни насекомых" Виктор Пелевин сделал Гайдара в образе стрекозы. Там люди - насекомые: муравьиха Марина, мотылек Дима, навозные жуки, мухи, комары, каждому виду-типу посвящена отдельная глава,но именно к образу стрекозы, с этим ее хищным детством прожорливой личинки и невероятным изяществом взрослого вертолетика, он возвращается раз за разом, там это как интермедии. И читатель постепенно понимает, что под Стрекозой совершенно точно подразумевается Гайдар, который в детстве не только полком командовал, но и лично расстреливал, а взрослым написал эти немыслимой красоты книги, учившие поколения детей добру и любви. И это не притворство в нем, не мимикрия, а просто один человек полностью заместился другим.
И я знаю как минимум еще одного прекрасного писателя, который любит "Судьбу барабанщика", это Шамиль Идиатуллин, автор двух однозначно лучших рассказов современной русской литературы о и для подростков. Не в том смысле, что с крупной формой он не лучший, но там и Веркин хорош необычайно, а "Тубагач" и "Кареглазый Громовик" точно, шедевры. Это не к тому, что я взялась рецензировать работу Ирины Глущенко, а говорю все о другом/о других, а к тому, что идея вспомнить эту повесть и поиграть с ней в непрямые ассоциации не ей одной приходила.
Теперь собственно к "Барабанщикам и шпионам", это такая компиляция, скорее всего переделанная из курсовой или дипломной работы в ВШЭ. Для курсача более, чем достойная, особенно имея в виду игровую, беллетрестическую составляющую. Как самостоятельное нон-фикшн книга - скорее никакая. Ирина сопоставляет "СБ" с культовыми для мировой литературы вещами, выбирая для сравнения абсолютно мейнстримные романы: "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Преступление и наказание" Достоевского, "Лолиту" и "Дар" Набокова. С восторгом неофита она вскрикивает: А вот здесь, поглядите-ка, тоже сиротство. А тут - одиночество в большом городе. И маскарад, смотрите, маскарад, а у Лермонтова тоже было про маскарад и героиню - вот же чудо - тоже звали Ниной. Совпадение? Не думаю!
Добавить отзыв
Книги: Литературоведение и критика Издательский Дом ВШЭ
Категория 4 р. - 6 р.
Книги: Литературоведение и критика
Категория 4 р. - 6 р.
Книги: Литературоведение и критика: другие издатели
- Academic Studies Press
- Bookwire
- John Wiley & Sons Limited
- RUGRAM
- Автор
- Азбука
- Алетейя
- АСТ
- Вече
- Водолей
- Время
- ИНФРА-М
- Кабинетный ученый
- Кнорус
- Литературная Россия
- Наука
- Нестор-История
- Нестор-История СПб
- НЛО
- Новое литературное обозрение
- ПАЛЬМИРА
- Прометей
- Проспект
- РГГУ
- Рипол-Классик
- Т8
- У Никитских ворот
- Флинта
- Флинта, Наука
- Центр гуманитарных инициатив
- Центр книги Рудомино
- Эксмо
- Юрайт
- Языки славянских культур
- Языки славянской культуры