Культ Ошибки. Теоретический фронт и Сталин (середина 20-х - начало 30-х гг. ХХ в.); Центр гуманитарных инициатив, 2020

Где купить

Сравнить цены

Последняя известная цена от 16 р. до 28 р. в 3 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Заказ от 800 рублей мы привезем бесплатно! Кэшбэк в Лабиринт до 7%

Наличие уточняйте
31.07.2022
Более 10 лет мы занимаемся продажей компьютеров, ноутбуков и обслуживанием компьютерной техники.
Крупнейшая в Беларуси оптовая и розничная торговая сеть строительных материалов и инструментов
Мы предлагаем профессиональную консультацию, вежливое обслуживание, честные цены и быструю и аккуратную доставку
Мы трудимся, чтобы предложить максимальный выбор: товаров, способов оплаты, вариантов доставки — и лучший сервис
Промокоды на скидку
24shop - это возможность приобрести все необходимое в одном месте
Домотехника
5/5
Быстрая доставка. Мы доставляем товар по всей Беларуси в удобное для вас время
Промокоды на скидку
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку

Описание

Книга посвящена истории борьбы в СССР философских школ и становлению культа личности Сталина. Вплоть до 1929 г. генерального секретаря партии большевиков рассматривали как видного администратора - практика строительства социализма, но не теоретика. Чтобы получить всю полноту власти в стране, Сталину необходимо было заставить советское общество и советскую науку поверить в то, что он еще и "классик марксизма-ленинизма", теоретик, знающий, как построить социализм в стране победившего пролетариата.

Книга предназначена для специалистов, студентов гуманитарных вузов и всех тех, кто интересуется историей сталинизма в СССР.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ПереплетТвердая бумажная
ИздательЦентр гуманитарных инициатив
Год издания2020
Кол-во страниц232
Возрастные ограничения12
ISBN978-5-98712-862-6
РазделИстория России
Количество страниц232
Формат135x206мм
Вес0.33кг


Отзывы (1)


  • 4/5

    Как все началось? В 1924 г. вышла (вторым изданием) книга голландского социал-демократа Г. Гортера «Исторический материализм». Ее перевел и снабдил послесловием известный большевик и теоретик марксизма И. И. Скворцов-Степанов. Это вполне заурядное событие вызвало критику со стороны другого видного большевика, Яна Стэна, и понеслось.
    Современным читателям, особенно молодым, марксизм вообще слабо знаком, а уж его отдельные сферы – исторический материализм (сокращенно истмат, или признание экономики ведущей силой развития человечества), диалектический материализм (диамат или представление о первичности материального мира над идеальным, «бытие определяет сознание») и проч. псевдонауки – и подавно. Но когда-то «на одной шестой части суши», как называли тогда СССР, это было вопросом вопросов, нередко вопросом жизни и смерти, что вполне доказали многие из участников тех событий, расстрелянные в конце 30-х гг.
    Так вот, два заслуженно забытых марксистских схоласта сошлись в поединке идей: если есть истмат, должен быть и диамат, говорил Стэн. Нет, он не нужен, говорил Степанов, современная наука всё объясняет и без философии. За спиной Стэна стоял А. М. Деборин, полагавший, что философия марксизма это и есть диамат, и опиравшийся в своем споре на работы Ф. Энгельса, средней руки мыслителя, к которому критически (тогда это еще допускалось) относились Степанов и его сторонники, называемые «механистами».
    Надо сказать несколько слов о Деборине, чего, к моему удивлению, не сделал автор. Абрам Моисеевич Деборин (Иоффе) (1881-1963) — советский философ-марксист. Академик АН СССР, профессор. С юности участвовал в революционном движении, эмигрировал. Окончил философский факультет Бернского университета. В 1907-17 гг. - меньшевик. Соратник Плеханова и Ленина. Член ВКП(б) с 1928 г. Много что организовывал и чем руководил, в частности, создал и возглавил Институт философии.
    Деборин создал в 24 г. «Общество воинствующих материалистов» (потом «материалистов-диалектиков»), вокруг которого собралось много амбициозной молодежи. Имелся свой печатный орган с громким названием «Под знаменем марксизма». Деборин не лез в политику, но хотел стать главным интерпретатором классиков марксизма-ленинизма по философской части, чем перешел дорогу вождям рангом (но не знаниями) повыше. Первая глава книги из трех посвящена спору «механистов» с диаматчиками, в котором последние ожидаемо победили. Объявив свою линию «генеральной линией философии», Деборин был возведен на трон лидера марксистской философии. Но задавив к 29 г. противников административным ресурсом (т. н. «коллективным мнением»), Деборин сотоварищи не заметили, как пришли новые времена. Они не учли, что главным в стране и во всем стал другой человек. Сталин.
    Деборин оказался не готов к этому. Ему помогли осознать происходящее (а еще лучше – возможное в случае отказа принять его будущее) его бывшие ученики, члены парткома философского факультета Института красной профессуры (кузницы новых большевистских кадров в науке) М. Б. Митин и П. Ф. Юдин, будущие академики, в рамках кампании критики и самокритики в 1930 г. (гл. 2). Им помогли старшие товарищи из ЦК, и к концу 30 г. упорно сопротивлявшийся Деборин признал свои ошибки, но лишь отчасти (гл. 3). Победу закрепило специальное постановление ЦК 1931 г. «О журнале «Под знаменем марксизма»». Эта стойкость Деборина, по мнению автора, спасла ему жизнь. И хотя по указанию Сталина заниматься философией ему было запрещено, он остался в науке на высоких должностях, хотя бывал бит еще не один раз.
    После смерти Сталина Деборин попробовал добиться отмены постановления ЦК 1931 г., но на верхах довольно быстро поняли, что это – не частный случай борьбы с культом личности, а попытка обрушить все здание верховенства партии над философией. Партийные устои трогать нельзя, даже если они были созданы под бывшего генсека. К тому же многие участники тех дискуссий были живы и занимали высокие посты, поэтому менять ничего не стали (отменили постановление при Горбачеве).
    Это сложная академическая работа (написанная при этом не очень сложно) требует хорошего предварительного знакомства с тем временем и его персонажами. Ее автор – человек серьезный. Андрей Львович Юрганов (1959-) — отечественный историк, д.и.н., профессор, завкафедрой истории России средневековья и нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Специалист по русскому средневековью. Последние годы изучает советскую историю первой половины 20 в.
    Этот труд интересен для характеристики общества и людей конца 20-х – начала 30-х гг. Он хорошо показывает, как непросто внедрялся культ личности даже среди своих, как не сразу признали Сталина «великим кормчим» его сверстники и люди более старшего поколения, и как они потом почти все заплатили за это (впрочем, не только они).
    Автор приводит в тексте много документов, что хорошо, поскольку это позволяет услышать голоса участников тех событий. Все цитаты и использованные источники снабжены ссылками.
    Хорошее оформление: твердый переплет, плотная офсетная бумага. Чуть уменьшенный формат. Нет иллюстраций, а жаль – можно было бы показать галерею главных действующих лиц… Нет списка литературы и источников. Насколько я понял (автор об этом вообще ничего не сказал), работал он с открытыми материалами, архивные документы не привлекал. Тираж 500 экз.

    © Как много писателей, как мало читателей…

Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: История СССР Центр гуманитарных инициатив

Категория 12 р. - 19 р.

Книги: История СССР

Категория 12 р. - 19 р.

update
закладки (0) сравнение (0)

14 ms