Холокост и православная церковь; Вече, 2016

  • Издатель: Вече
  • ISBN: 978-5-4444-0730-1
  • EAN: 9785444407301

  • Книги: Религиоведение
  • ID:1776551
Где купить

Сравнить цены

Последняя известная цена от 15 р. до 25 р. в 3 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Заказ от 800 рублей мы привезем бесплатно! Кэшбэк в Лабиринт до 7%

Наличие уточняйте
Яндекс.Маркет
5/5
Кэшбэк в Яндекс.Маркет до 3.8%
Промокоды на скидку

Наличие уточняйте
18.01.2024
Мы предлагаем профессиональную консультацию, вежливое обслуживание, честные цены и быструю и аккуратную доставку
Мы трудимся, чтобы предложить максимальный выбор: товаров, способов оплаты, вариантов доставки — и лучший сервис
Промокоды на скидку
Быстрая доставка. Мы доставляем товар по всей Беларуси в удобное для вас время
Крупнейшая в Беларуси оптовая и розничная торговая сеть строительных материалов и инструментов
Более 10 лет мы занимаемся продажей компьютеров, ноутбуков и обслуживанием компьютерной техники.

Описание

Во время Второй мировой войны Православные Поместные Церкви активно реагировали на Холокост и внесли свой вклад в спасение евреев. Впрочем, у Церквей и разнообразных течений Православия не было единства по вопросу Холокоста. В монографии историка Церкви, доктора исторических наук М.В. Шкаровского анализируются позиции по отношению к евреям Церквей, оказавшихся под нацистской оккупацией. Исследователь собрал в своей книге свидетельства о словах и делах не только официальных церковных функционеров, но и простых священнослужителей и мирян.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
СерияВсемирная история
ИздательВече
Год издания2016
Страниц448
Переплёттвердый
ISBN978-5-4444-0730-1
Размеры13,00 см × 20,00 см × 2,20 см
Формат206.00mm x 135.00mm x 23.00mm
ТематикаИстория Нового времени (середина XVII – начало XX века)
Тираж500


Отзывы (3)


  • 4/5

    Михаил Витальевич Шкаровский (1961-) - доктор исторических наук, известный петербургский историк, автор ряда серьезных исследований по истории Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны. Он одновременно и профессиональный историк-архивист, главный архивист Центрального госархива С.Петербурга, и православный ученый, профессор Петербургской Духовной академии.
    Заявленной в рассматриваемой книге темой М.В. Шкаровский стал заниматься давно, еще в начале века, и если я правильно понял, завершил эту работу в 2012 г.
    Во введение к своей книге он говорит, что если в целом проблема нацизма и евреев, а также отношения к антиеврейской политике Гитлера в разных странах, в том числе со стороны католической церкви изучена достаточно хорошо, то тема об отношении православных церквей к холокосту практически не тронута. Это вполне понятно: как демонстрирует в своей обстоятельной работе М.В. Шкаровский, практически ни одна православная церковь, на территории которой совершалось истребление евреев (как гитлеровцами, так и местными жителями, в том числе и членами этой церкви), громко и публично не заявила своего протеста, и уж тем более не выступила как институт в защиту убиваемых, даже если они были крещеными евреями. Другими словами, этот грех молчания, а нередко, как опять же детально показывает автор в своем академическом труде, и прямого призыва к расправе с евреями, и даже физического участия в нем, до сих пор не снят, ибо мало кто из церковных иерархов последних лет принес покаяние за те старые слова и дела.
    Не то чтобы православные церкви были какими-то особенными, в сравнении с католиками, баптистами и прочими христианами, нет. Здесь уместно привести одну цитату, просто для размышления.
    У известного немецкого протестантского богослова, одного из самых активных противников нацизма Мартина Нимеллера (1894-1982) есть знаменитое стихотворение, в котором кратко описана ловушка, куда попали многие и многие западные (а как показывает М.В. Шкаровский, и восточные) интеллектуалы, в том числе и духовного звания, в 1930-е гг.:
    «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
    Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
    Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
    Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
    А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
    Возвращаясь к книге М.В. Шкаровского, отмечу, что автор сам указывает основные задачи, стоявшие перед ним как историком: это определение сходства и различия позиций по отношению к преследованию евреев среди различных юрисдикций и течений Православной Церкви на территории СССР
    установление объективных факторов, влиявших на церковную позицию в этом вопросе
    выявление преобладающей тенденции среди духовенства и мирян РПЦ
    сравнение позиции Русской Церкви с отношением к Холокосту других Православных Поместных Церквей
    установление возможно большего количества праведников народов мира среди православного духовенства и мирян (этим он занимался в том числе посредством личного опроса)
    определение причин и форм спасения ими евреев
    показ приблизительной статистики участия православного духовенства и мирян в спасении евреев и количества спасенных.
    Субъектом его исследования стали те православные церкви, территория которых полностью или частично контролировалась нацистской Германией (в качестве оккупанта или "старшего брата"): Русская, Болгарская, Румынская, Элладская и Сербская. Кроме того, рассмотрено отношение к Холокосту Украинской Греко-Католической церкви, так как без этого невозможно понять происходившее на Украине в 1941-44 гг.
    Автор подчеркивает во введении, что работ на эту тему в целом немного, но много материалов осело в архивах, и именно там он и почерпнул основное количество данных для своего труда, изучив документы 19 архивов (российских, немецких, украинских, болгарских, сербского и американских). Единственный архив, по-прежнему закрытый для исследователей, этот архив Ватикана…
    Эта обстоятельность и взвешенность в оценках, умение сравнивать и анализировать события с разных сторон и на основании различных источников делают данный труд обязательным для любого исследователя данной проблемы.
    Начав в первой главе с разностороннего изучения вопроса о политике гитлеровской Германии в отношении религии, в частности, христианства и иудаизма, остальные главы М.В. Шкаровский посвятил деятельности православных церквей на оккупированных или связавших себя с нацизмом территориях. Он показывает на конкретных примерах, взятых преимущественно из архивов, как много всё же было людей, активно помогавших евреям (особенно детям) уйти от гибели от рук нацистов и их приспешников. Праведников везде было довольно много, в том числе и среди духовенства, и среди мирян (автор постарался собрать все известные свидетельства). Правда, единственной православной церковью, открыто, последовательно и официально выступившей против преследования евреев, была Болгарская церковь (см. сканы стр. 354-55 и 362-63).
    В конце издания дана вклейка на 14 листов с ч/б иллюстрациями. В целом этот качественно оформленная книга – офсетная бумага, твердый переплет, мало опечаток.
    Всячески рекомендую это хорошо написанную и могущую заинтересовать широкого читателя работу всем, кто хочет узнать побольше об одной из самых страшных страниц Второй мировой войны. А Михаилу Валентиновичу желаю здоровья и новых работ!
    © Как много писателей, как мало читателей…

  • 5/5

    Новая монография специалиста по истории религиозных направлений в религии и их роли в отечественной истории Михаила Шкаровского, книга будет интересна всем тем, кто увлекается отечественной историей и предательской роли Андрея Шептицкого в годы немецкой оккупации Украины, которому также посвящена одна из глав в данной книги!

Все отзывы (3)

Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Религиоведение книги для школы Вече

Религиоведение книги для школы

Категория 12 р. - 18 р.

update
закладки (0) сравнение (0)

16 ms