Народ на войне (Федорченко Софья Захаровна); Лениздат, 2014
- Издатель: Лениздат
- ISBN: 978-5-4453-0294-0
EAN: 9785445302940
- Книги: Художественная публицистика
- ID:1724029
Сравнить цены
Последняя известная цена от 2 р. до 62 р. в 7 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Как только не называли эту книгу критики двадцатых годов: "разительным художественным документом эпохи", "подлинной правдой о войне, о русском народе", "энциклопедией народной души". Популярный в то время журналист И. Василевский (He-Буква) писал, что "ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги".
Аналогов "Народа на войне" Софьи Федорченко (1880-1959) в истории русской литературы нет. До сих пор в кругу специалистов не утихают споры о том, что представляет собой эта книга - документальную запись, основанную на живых свидетельствах десятков сотен людей, или художественное обобщение автора. Софья Федорченко в разное время давала разноречивые комментарии к своему труду, чем лишь увеличивала замешательство литературоведов.
Перед вами - полное издание "Народа на войне". Первая часть книги в форме коротких высказываний русских солдат о Первой мировой войне вышла в 1917 году. Через восемь лет появилась вторая часть, охватившая период "керенщины". Третья часть - о Гражданской войне - долгое время была известна только в отрывках по журнальным публикациям 1927 года и лишь в 1983-м была напечатана целиком в томе "Литературного наследства". В составе всех трех частей "Народ на войне" издавался единственный раз в 1990 году.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Федорченко Софья Захаровна |
Издатель | Лениздат |
Год издания | 2014 |
Серия | Улица Чехова |
Раздел | Современная русская проза |
ISBN | 978-5-4453-0294-0 |
Возрастное ограничение | 16+ |
Количество страниц | 448 |
Формат | 210.00mm x 147.00mm x 23.00mm |
Вес | 0.48кг |
Кол-во страниц | 448 |
Страниц | 448 |
Переплёт | твердый |
Размеры | 21,50 см × 14,50 см × 2,50 см |
Тематика | Художественная публицистика |
Тираж | 2000 |
Переплет | Твердый переплет |
Отзывы (2)
- Анонимно — 17 Января 2014
РекомендуюРабота эта выделяется даже в предсказуемом потоке литературы, вызванном столетием Первой мировой войны. Её центральная тема – человек на войне – близка и интересна гораздо более широкому кругу читателей, нежели стратегические очерки, академические монографии и сборники, справочники, философские и псевдофилософские рассуждения. Более того, человек на такой войне, которая, по словам автора, незаслуженно забытой писательницы, «была, как огромная давильня, пресс огромный, что ли», показан через особый жанр: то ли этнографические заметки, то ли репортаж из гущи сражающейся армии, отступающей, наступающей, снова отступающей; то ли стилизация «по мотивам» – в любом случае, прямо или косвенно – оттуда, где живёт и действует обыкновенный солдат, с его повседневными заботами, радостями, чаяниями, страхами, даже суевериями.
- spl — 4 Декабря 2013
В конце 1980-х – 1990-е гг. выходило много интересных книг, забытых за предыдущие годы. Какие-то из них впоследствии переиздавались, какие-то вновь ушли в литературное небытие. И если некоторые из этих публикаций были забыты вполне справедливо, то книга Софьи Федорченко оказалась задвинута на заднюю полку совсем незаслуженно.
Впервые изданная в полном объеме в 1990 г., эта трилогия (Первая мировая – Революция – Гражданская война) достойна того, чтобы быть прочитанной и как произведение фольклорное («народ о войне»), и как образец беллетристики самого высокого класса («писатель о войне»). Скорее всего, как сплав того и другого (дело в том, что точно неизвестно, что именно в этом произведении принадлежит самой С.Федорченко, а что действительно было записано ею за многочисленными анонимными солдатами и гражданскими).
Современники очень высоко оценивали вышедшее из-под пера Федорченко. Напр., Вересаев говорил, что это из «лучшего, что написано о войне». Записанное Федорченко стало восприниматься как образец подлинно народного творчества и цитировалось без всяких ссылок. Скажем, читателям трилогии Ал. Толстого «Хождение по мукам», возможно, неведомо, что эпиграф к роману «Восемнадцатый год» — «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» — заимствован именно из книги Софьи Федорченко, из третьей ее части. Толстой не указал ни автора, ни книги, откуда он его взял.
Книга С.Федорченко – это многоголосый хор, рассказывающий, кто подчеркнуто бесстрастно, кто не скрывая слез, кто со смехом, о том, чему они были свидетелями. Мы не видим их лиц (и никогда не увидим), не знаем жизненных обстоятельств, но они все равно с нами и никогда уже не исчезнут, продолжая рассказывать каждому новому поколению о случившемся с Россией. Это и настоящий документ, и мастерское произведение искусства, достойное внимания всякого неравнодушного к своей истории человека.
С.Федорченко написала еще довольно много книг – и для взрослых, и для детей. В Литературе же она навсегда останется писателем, кто одним из первых вывел народ на первый план не как героя, а как автора, дав ему возможность высказаться от первого имени.
Послушайте эти голоса.
«А, как выскочил я (из окопа) — направо Алешка, налево Петренко. Кричим, бежим, упали... Зарываюсь, так быстренько стараюсь, а кругом пуля визжит... Вскочили, бежим. Алешка бежит, а Петренки нету... Думаю: «Как его убили, так и меня убьют
как его убили, так и меня убьют»... И чего это такая думка пришла, не знаю, а все думаю одно это... Добежал и сильно работал штыком, лиц просто не видел... Невредим вернулся... Глотка до того охрипла, три дни хрипел, с крику сорвал. В глазах туман белый, только скрозь него все и виделось, тоже дня три... А Петренку убили...»
«Я сам свою семью и отправлял, думал — счастье найдется. Жене своей, как прощались, говорил: «Разыщемся, не горошинки, вместе будем троих своих детей, Васю, Настю и Марусеньку, в люди выращивать, как войну кончим». Сам их в теплушку устраивал, уютил их. Тут враг, тут взорвали поезд. Нашел я потом один посталочек кожаный, будто Марусенькин, завязочка синяя. А может, и не Марусенькин, много там деток было.»
«Иду лесом, слышу ребячьи голоса. Гляжу: мальчик и девочка, вместе им годков восемь будет, за бугром приникли, роются в снегу чего-то. Я к ним, они носами в сугроб, затылки руками накрыли, молчат. Я хоть и не учитель и не мамка, а детей не обижаю. Только моя какая ласка? Огладил их все же кой-как, спрашиваю. «Отец,— говорят,— наш в этом сугробе убитый лежит. Повесили,— говорят,— его немцы, а он потом от ветру сорвался, потом на него этот сугроб намело. Нам же похоронить его хочется». Раскопал я им отцовский сугроб — ничегошеньки! Стоят ребята как зашибленные, глазам не верят. «Это,— я им говорю,— вот как вышло: верно, отец ваш не умер, а притворился. Полежал, полежал, встал и пошел. Идем-ка и вы, я вас из лесу выведу». Обрадовались, пошли со мной, за обе руки держатся, чисто как мои, бывало. Может, и правду им сказал, на счастье. Вышли мы из лесу, они свою деревнюшку увидали и туда. Кричат: «Прощай, дяденька!»
«Лежит он наг, только на нем и осталось, что на груди икона да через лоб венчик. Одежду же всю его забрал кто-то. Ахнули мы, потом смотрим — в головах у него записка положена. «Идем мы,— написано,— живые, по острому морозу совсем почти голые. Мертвому же одежда ни к чему. Простите, христа ради. Мы же ему еще в головах и денежку положили, как положено, — на гроб да на саван». Денежка, точно, лежала.»
Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Книги: Современная отечественная проза Лениздат
Категория 1 р. - 2 р.
Книги: Современная отечественная проза
Категория 1 р. - 2 р.
Книги: Современная отечественная проза: другие издатели
- Ridero
- RUGRAM
- RUGRAM_Publishing
- Автор
- Азбука
- Алетейя
- Альфа - книга
- Альфа-книга
- Альфа-книга, Армада
- Амфора
- АСТ
- АСТ, Жанры
- АСТ, Редакция Елены Шубиной
- Аудиокнига (АСТ)
- ВЕБКНИГА
- Вече
- Время
- Геликон Плюс
- Де'Либри
- Издательские решения
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Интернациональный Союз писателей
- Литрес
- Мультимедийное издательство Стрельбицкого
- ООО "Издательство "Эксмо"
- Редакция Елены Шубиной
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Спутник+
- У Никитских ворот
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо-Пресс