Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки; Мосты культуры, 2012

  • Издатель: Мосты культуры
  • ISBN: 978-593273-355-4
  • Книги: Антропология. Этнография
  • ID:1708224
Где купить

Цены

Последняя известная цена от 28 р. до 28 р. в 1 магазинах

В данный момент у нас нет информации о наличии данного товара в магазинах.
Вы можете поискать его на других площадках:

МагазинЦенаНаличие
Заказ от 800 рублей мы привезем бесплатно! Кэшбэк в Лабиринт до 7%

Наличие уточняйте
11.05.2023
Более 10 лет мы занимаемся продажей компьютеров, ноутбуков и обслуживанием компьютерной техники.
Крупнейшая в Беларуси оптовая и розничная торговая сеть строительных материалов и инструментов
Мы предлагаем профессиональную консультацию, вежливое обслуживание, честные цены и быструю и аккуратную доставку
Мы трудимся, чтобы предложить максимальный выбор: товаров, способов оплаты, вариантов доставки — и лучший сервис
Промокоды на скидку
24shop - это возможность приобрести все необходимое в одном месте
Домотехника
5/5
Быстрая доставка. Мы доставляем товар по всей Беларуси в удобное для вас время
Промокоды на скидку
Яндекс.Маркет
5/5
Промокоды на скидку

Описание

В книге анализируются образы хазар и хазарского каганата, создававшиеся в России на протяжении 100-150 лет различными группами в разных социально-политических контекстах. В основе этих образов лежала весьма скудная информация о хазарах, поступавшая от ученых (историков, археологов) и создававшая основу для насыщенного общественного дискурса, в контексте которого она так или иначе интерпретировалась и использовалась для продвижения всевозможных политических проектов. Поэтому в книге, во-первых, дается история научных изысканий, причем анализируется, как окружающая политическая обстановка оказывала влияние на те или иные научные интерпретации полученных материалов. Во-вторых, показывается, какие именно общественные силы и почему были заинтересованы в хазарской проблематике. В этом контексте исследуются образы хазар, создаваемые различными интеллектуалами в зависимости от их политических склонностей. В-третьих, обсуждаются различные интерпретации хазарской тематики и показывается их прямая зависимость от политических установок их авторов. В-четвертых, дается представление о том, как по-разному хазарская тематика представлена в общественно-политических трактатах и памфлетах, в художественных романах и в школьных учебниках. Наконец, в-пятых, проводится сравнительный анализ всей этой деятельности в России и на Украине.

Хотя хронологически книга покрывает период в 100-150 лет, основной акцент делается на последние 70-80 лет и в особенности последнее двадцатилетие, когда, освобожденный от оков советской цензуры, хазарский миф переживал бурный расцвет.

Смотри также о книге.

О книге


ПараметрЗначение
Автор(ы)
ИздательМосты культуры
ISBN978-5-93273-355-4
Год издания2012


Отзывы (2)


  • 5/5

    Прекрасная работа раскрывающая научную составляющую некоторых мифов отечественной истории. Автор - известный российский этнолог и историк, автор блестящих книг о политизации прошлого, о "войнах памяти" на советском и постсоветском пространстве, о расизме в отечественной науке и публицистике и многих других трудов. Он обладает прекрасным слогом и просто излагает весьма сложные проблемы.
    В данном случае речь идет о Хазарском каганате, который рассматривается с разных точек зрения. Во-первых, как средневековое тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Во-вторых, как создаваемый в трудах некоторых отечественных историков и политиков миф - о иудейско-еврейской империи. Автор изучает сложение иудейского мифа в русской историографии, отделяя его от научного изучения истории Хазарии. Прямо и беспристрастно он рассматривает взгляды одного из духовных авторитетов, "последнего евразийца" Л.Н.Гумилева, с болью констатируя, что его идеи о "химерических этносах" имеют прямую связь с антисемитизмом. Позднее именно эти подходы стали превалирующими в отечественной околонаучной литературе. В них миф о иудейском угнетении славян и прочих идеологемах превратился в стойкое убеждение и придал российскому антисемитизму историческую глубину и обоснованность.
    Автор последовательно распутывает истоки этих мифов, объясняет откуда взялись те или иные идеи, как они кочуют из книги в книги, из статьи в статью, все более поднимая градус антисемитизма в отечественном общественном сознании.
    Книга являет собой прекрасный пример анализа истоков и развития одного из отечественных мифов, возникших на почве истории, которые своим зловонием отравляют современное общество, придавая злобным комплексам оттенок благопристойной науки. Эти мифы, как и другие, следует разоблачать и доказывать их научную несостоятельность.

  • 5/5

    Книга-исследование «Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и её истоки» - не обычная монография, не только результат научной деятельности безусловно талантливого и кропотливого историка, не просто очередной текст этнолога и публициста Виктора Шнирельмана, а отражение, одно из отражений - в тексте - нашей больной эпохи, нашего потерявшегося (но не потерянного?) общества.
    Конечно, в первую очередь книга найдёт отклик у политологов, культурологов и многих других, чья сфера научных интересов лежит в плоскости проблем, волнующих данного писателя. И, вместе с тем, не могу не порекомендовать её людям, интересующимся (или интересовавшимся) «хазарской темой» в политической публицистике или беллетристике. Прошу прощения у специалистов, я – дилетант, а мой текст – отнюдь не научная рецензия… Но книга меня ошеломила. В своё время состоялось (как и у многих других читателей) моё знакомство с книгами Льва Гумилёва, какие в изобилии появились в конце 90-х. Всё, что выносилось им на суд «проницательного читателя», вместе с тем выносилось из поля деятельности научной критики. Проверить изложенное в книгах было, скажем так, затруднительно, но принятое на веру, положенное в основу мировоззрения, знание, извлечённое Гумилёвым, посеяло ядовитые всходы. Конструкт «Хазария» получил популярность. Именно – конструкт, имя, наименование, «этикетка», «форма» - с вымышленным содержанием. Потому что к настоящей Хазарии её выдуманный «эквивалент» не имел никакого отношения (или соотносился достаточно слабо). А дальше – дело техники, хотя правильнее – политтехнологии: в зависимости от идеологического контекста «Хазария» наделялась тем смыслом, который нужно было транслировать соответствующей группе «избранных» для создания нужного «технологу», лидеру - фона, настроения, интенции. Шнирельман подробно разбирает использование «хазарского мифа» в различных группах: «евразийцев», «православных», «неоязычников» и пр. Собранные на страницах одной книги они становятся действующими лицами театра абсурда, страшной трагикомедии с настоящими человеческими судьбами, заблуждениями, реальной кровью и жертвами.
    Но в рамках незамысловато картонной «хазароидеологии» извечные «русские вопросы»: «Кто виноват?» и «Что делать?» получили такие же простые и однозначные ответы: «Спасать Россию» и «Бить…» - тех, кого мы считаем виновными во всех наших бедах за 2 тысячи лет… Потому что «они»-де, а не «мы», мешают «нам» быть «теми, кто мы есть». Даже если «мы» не всегда знаем, КТО МЫ ЕСТЬ, и осознаём себя как единую общность только в противопоставлении иной группе (реальной или вымышленной) – «против кого дружить будем?» Вопрос самоидентификации после развала Союза встал перед русскими остро и непреклонно. Но все ли средства хороши для достижения цели, в данном случае - самоопределения? Переписывание истории, введённое в моду в бытность СССР, унаследовалось и в новой России и достигло абсурда. Создание того, чего не было никогда, игры, игрища, фантастика, «фэнтези»… Чем отличается политическое движение от кружка толкиенистов? Может быть, тем, что последние осознают процесс игры и отличают реальное от вымышленного? В случае политического мифотворчества рядовые участники политического действа далеко не всегда осознают реальное своё положение и конечные результаты. В нашем случае можно было бы сказать, что «мальчики заигрались», но жизнь, происходящая вне игры, вне искусственных форм, созданных политическими манипуляторами, однажды может ворваться в виртуальный мир и показать то, что выходило за рамки конструктов – смысл, постичь который мы можем быть не готовы. И, вместе с тем, вопрос на повестке дня – о самоидентификации русских в России так и не получит должного ответа.
    Кстати, у В.Шнирельмана в этом же, 2012 г., вышла ещё одна книга в издательстве Библейско-богословский ин-та св. ап. Андрея (ББИ) – «Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России».

Все отзывы (2)

Зарегистрируйтесь и получайте бонусы за покупки!


Книги: Антропология. Этнография Мосты культуры

Книги: Антропология. Этнография

Категория 22 р. - 33 р.

update
закладки (0) сравнение (0)

10 ms