- Автомобильная электроника
- Техника для дома
- Техника для кухни
- Телефоны и связь
- Телевизоры, аудио, видео
- Красота и здоровье
- Компьютеры, ноутбуки, планшеты
- Фото- и видеотехника
- Встраиваемая техника
- Детские товары
- Для дома, дачи и ремонта
- Товары для дома
- Мебель
- Товары для спорта и отдыха
- Женщинам
- Мужчинам
- Детям
- Автотовары
- Инструменты, сантехника, все для сада
- Зоомагазин
- Строительство и ремонт
- Аптека
- Супермаркет
- Товары для творчества
Отзывы на книгу: Истоки морали. В поисках человеческого у приматов; Альпина Паблишер, 2013
- Издатель: Альпина Паблишер
- ISBN: 978-5-9614-3351-7
EAN: 9785961433517
- Книги: Философия
- ID:5918916
Отзывы (9)
- Илья Логинов — 12 Октября 2021
Очень легко читается, возрождает, если умерла, и укрепляет, если была, надежду на человечество и наше будущее мирное существование.
Повествование немного рваное и сумбурное, но восприятию это не мешает. Книга подойдёт людям, как давно интересующимся биологией поведения, так и абсолютно новичкам в это теме. - Олжас Меңғали — 5 Июня 2022
Книга прекрасна тем что раскрывает истоки морали. Увы гордыня человека не позволяет признать тот факт, что у животных есть больше чем просто инстинкты.
- Anna — 27 Декабря 2020
Отличная книга. Очень «терпеливый» подход автора к научным воззрениям и религии. Кратко я бы охарактеризовала книгу как «умная и добрая».
- Ириса Толкачева — 8 Декабря 2019
потрясающая книга, которая описывает появление морали, истоки альтруизма и эмпатии, проводит параллели между нами и высшими приматами, собаками, слонами. невероятно, как много между нами общего
- alexey.acer34 — 4 Июля 2017
Сразу скажу, что книга не очень. Автор пытается любым способом защищать религиозный способ мышления, я таких людей не понимаю. Его претензии к науке считаю необоснованными. Подводя итог, в начале автор пишет про обезьян и там интересно читать, а дальше он начинает лить известную субстанцию на популяризаторов науки, таких как Ричард Докинз и прочих. От этого его аргументы не становятся сильнее
- Svetlana Selina — 14 Октября 2017
Книга не просто интересна, полна цитат и фактологии на базе оригинальных экспериментов, она еще и очень хорошо написана. Стиль и язык автора делают книгу легко читаемой и увлекательной. То, что автор спорит с такими корифеями как Докинс – это плюс, а не минус! Увлекаясь одним течением не только в религии, но и в науке, легко ошибиться. Чем шире взгляд ученого (а не только читателя) на методологию и результаты эксперимента, тем больше пользы для всех. Книга полезна как верующим, так и сомневающимся. Я не имею в виду только верующих религиозных адептов, но и адептов определенных научных течений, сформировавших свои убеждения на базе одной широко распространенной, популярной и почти не критекуемой теории. Прав был Ницше, не ложь основной враг истины, а убеждения. Убеждения же могут быть как религиозными, так и научными. Сегодня науку и ее подходы критикуют гораздо реже, чем любую религию. В этом отношении книга оригинальна. Конструктивная и обоснованная критика не может помешать, а наоборот только стимулирует: ученых – к новым экспериментам, любознательных читателей – к более критическому мышлению. Кроме того автор призывает к более внимательному, неупрощенческому отношению к складывающейся веками пирамиде моральных и этических норм христианской цивилизации, к которой сам принадлежит, и в которой религия – один из основопологающих камней. Выньте один из фундаментальных камней этой пирамиды (мысленно, конечно) и посмотрите, что от нее останется.
- Александр Лисовский — 20 Марта 2018
Традиционно религия присваивала (и продолжает присваивать) себе исключительное право на формирование морали и нравственности в человеческом обществе, но после разрушения незыблемой стены между людьми и животными в позапрошлом веке на данную область начала претендовать и научная мысль. Автор книги со всех сторон рассматривает данный вопрос – как биологической, так и исторической (имеется в виду скорее история науки) и убедительно демонстрирует природные истоки морали: многие животные склонны к альтруизму, обладают чувством справедливости, понимают что такое смерть, умеют мириться после конфликтов и примирять других, а также постоянно сдерживать свои, казалось бы, безудержные животные страсти.
Сам Франс де Вааль, кстати, является центристом: с одной стороны он, будучи учёным, конечно же, убеждён, что отрицать науку – крайне глупо, с другой – признаёт и за религией определённую функцию в обществе, а также её эволюционные предпосылки (врождённую человеческую склонность к суевериям). Меня (и не только меня, судя по отзывам) поначалу раздражало, как он то и дело довольно жёстко проезжается по нео-атеистам (Докинзу etc.), но ближе к концу книги я был уже готов принять и признать вполне обоснованной и его куда более покладистую, конформистскую позицию по отношению к религии.
В биологической же части всё крайне увлекательно.
Описана масса случаев, когда шимпанзе усыновляют приёмных детей – причём, не только самки, но и самцы (бессмысленная трата ресурсов с точки зрения теории эгоистичного гена). Забота об умирающем супруге или о мелких домашних питомцах идёт вразрез и с более мягкой теорией взаимного альтруизма, которую в совершенстве освоили шимпанзе («зуб за зуб, услуга за услугу»). Третья очень популярная в прошлом теория «внешнего лоска» («нравственность – тонкий слой, покрывающий бездонные хтонические пучины изначально чёрной человеческой души») внезапно исчезла в 2000-е годы, когда, видимо, накопилась критическая масса свидетельств в пользу существования врождённой эмпатии у животных (а, следовательно, и у человека).
Забавно ещё, как у Докинза, по-моему, я читал комментарий к тому, что вот, мол, многие десятилетиями сетуют на недостающее звено между приматами и людьми, но ведь если бы мы ничего не знали о человекообразных обезьянах – это ровным счётом ничего не изменило бы в теории эволюции и её обоснованности. Зато если вдруг потом люди обнаружили бы приматов где-то на необитаемом острове, это вызвало бы международную сенсацию: вот же оно, то самое недостающее звено! И самое любопытное, что, согласно Де Ваалю, ровно так и произошло – правда, незадолго до возникновения теории эволюции двести лет назад:
"Потомки [иудеохристиан] были потрясены до глубины души, когда в 1835 г. в Лондонском зоопарке впервые были показаны живые человекообразные обезьяны. Публика чувствовала себя оскорблённой и не могла скрыть отвращения. Королева Виктория назвала обезьян 'болезненно и раздражающе похожими на человека'". - Alex Kazaev — 22 Сентября 2015
Достойная книга, но трудно назвать это откровением, так как эволюционные истоки морали рассматривают многие (и именно с точки зрения альтруизма). Возьми любую науч-поп книжку по эволюции и там непременно будет глава про альтруизм. В этом, возможно, есть небольшое разочарование, потому что данный взгляд на альтруизм как тождественное морали кажется «узковатым» и поверхностным. А от книги с таким названием ждал более глубокого размышления о тех же истоках. Тем не менее, книга очень интересная, рекомендую. Очень трезвый взгляд на конфликт религии и науки и здравая позиция автора по этому вопросу. Будет не лишней к прочтению вне зависимости от религиозности читателя.
- Игорь Старчеус — 12 Мая 2023
интересная книга, не столько об обезъянах, сколько о нас самих, даёт понять то, что мы не так сильно отличается от всего животного мира
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 12 р. до 15 р. в 2 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль – не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Франс де Вааль / Франс В.М. де Валь / Франс де Валь |
Издатель | Альпина Паблишер |
Год издания | 2013 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 384 |
Книги Альпина Паблишер
Категория 10 р. - 14 р.