Отзывы на книгу: Революция от первого лица. Дневники сталинской эпохи; Новое литературное обозрение, 2021
- Издатель: Новое литературное обозрение
- ISBN: 978-5-4448-0707-1
EAN: 9785444807071
- Книги: Политология
- ID:1809685
Отзывы (3)
- Григорьев Евгений — 18 Октября 2017
Работа американского историка немецкого происхождения Йохена Хелльбека «Revolution on my Mind: Writing diary under Stalin» вышла в издательстве Гарвардского университета в 2006 г. и была высоко оценена западными и отечественными специалистами, занимающимися изучением советской истории.
Основная источниковая база монографии – дневники советских граждан, а главная цель – попытка реконструкции внутреннего мира советского человека сталинской эпохи на примере авторов дневников. Среди них попадаются более или менее известные деятели, вроде драматурга Александра Афиногенова, но преимущественно это простые люди, представители рабочего класса или низовой интеллигенции ("кулацкий" сын Степан Подлубный, агроном Зинаида Денисьевская, геолог Леонид Потемкин). Некоторым дневникам посвящены специальные главы работы со скрупулезным разбором биографий и внутреннего мира их создателей. К работе над другими главами книги (первые три и последняя), которые носят теоретический и обобщающий характер, привлечены десятки дневников, включая принадлежащие перу Корнея Чуковского, Д. Фурманова, В.И. Вернадского, М.М. Пришвина и др.
Через изучение советских дневников Хелльбек пытается выяснить природу «нового человека», «новой человеческой породы», возникшей в предвоенном СССР. Особое внимание ученого привлекают сюжеты, связанные с противоречиями в рефлексии авторов дневников: между образом «идеального» и собственным несовершенством, между общественной сферой и сферой интимной и т.д.
Вообще, работа читается как интересное историко-психологическое исследование, но надо быть готовым к оборотам, вроде: «анализ подобных дневников показывает, до какой степени люди, действуя по собственной воле, творчески вписывали себя в неопределенную матрицу революционной субъективации, самостоятельно вырабатывая некоторые базовые категории и механизмы самореализации в советском духе».
Прикладываю несколько сканов страниц. - ds — 13 Ноября 2017
Издано на том же высочайшем и качественном уровне, что и все книги издательства. Элитарность и приятность оформления - это визитная карточка серии. Что же касается содержания...о сталинской эпохе есть много взглядов. Самых разных. Кто-то судит по ней по официозу и гламуру, кто-то по воспоминаниям многочисленных жертв сталинского террора и их близких. На этом фоне теряются человеческие документы эпохи: дневниковые записи, запечатлевшие повседневность сталинского времени. Собранные в книге дневниковые записи позволяют взглянуть на события эпохи Сталина глазами рядовых граждан. Которые вовсе не преследовали цель - что-то обличить или осудить, а просто запечатлевали свои субъективные наблюдения. Тем самым оставив бесценнейшие свидетельства.
- spl — 25 Мая 2018
Меня редко разочаровывают книги издательства НЛО. Возможно, это происходит потому, что я их внимательно выбираю.
Книга Йохена Хелльбека, увы, попала в число тех немногих, которые меня разочаровали. Ее автор, 1966 г.р., с 2003 г. преподаает историю в Университете Рутгерса (это госуниверситет штата Нью-Джерси). Он достаточно давно изучает историю 20 в., сосредоточившись преимущественно на истории России/СССР. Первые его работы вышли еще в 1990-е гг. в Германии, откуда он родом. Рассматриваемая книга впервые была издана в 2006 г. (переиздана в 2009 г.).
В 2012 и 2015 гг. у Й. Хелльбека вышли две книги, посвященные Сталинградской битве. Причем если одна из них была чисто исторической работой, то вторая стала частью большого проекта по сохранению памяти об этом сражении, в ходе которого Й. Хелльбек и его коллеги записывали и записывают интервью с участниками Сталинградского сражения с обеих сторон.
Рецензент Е. Григорьев точно описал содержание рассматриваемой книги, поэтому подробно на нем останавливаться не буду. Перейду сразу к вопросам концептуальным.
Первые 140 стр. книги Хелльбека — это философия и история создания и сущности нового советского человека. Это, если честно, не очень увлекательно.
Автор, успевший поработать еще в советских архивах, начинает свою обстоятельную академическую работу с анализа феномена дневников в советскую эпоху. Он справедливо пишет, что дневник как документ нужен развивающейся личности для саморефлексии и наблюдения за миром, другими людьми. Это, с точки зрения большевиков, признак слабой, интеллигентной личности, потому что марксизм уже всё объяснил и думать особенно ни о чём не надо — иди вперед и строй социализм. Ведь сильный и уверенный в себе человек не рефлексирует, он действует.Правильная политика разумного человека в такой ситуации — не выбивайся из коллектива, не будь умнее других.
Однако не всё было так просто. Оказывается, что в 1920-е гг. ведение дневников поощрялось у школьников и молодежи как инструмент самосовершенствования в учебе и труде. Но это был не личный, а публичный документ, для изучения и анализа другими — старшими товарищами, сверстниками и коллегами, как самоотчет. Иной тип дневника (как у гимназистки) — это мещанство, пустая болтовня.
Исследование Й. Хелльбека написано на большом фактическом материале. В общей сложности он рассматривает около 50 дневников, из них четыре – детально. Для меня очень неприятным сюрпризом стало то, что самих дневников в тексте нет, даже во фрагментах, хотя отдельные цитаты автором приводятся. Мне это было совершенно не интересно, я рассчитывал познакомиться с оригиналом. Одно дело — прочитать какую-либо книгу сначала самому, а потом познакомиться с ее подробным обзором и сравнить собственные впечатления с мнением другого человека. Другое дело — читать чужие рассуждения о том, чего ты сам не знаешь. Это как ездить по миру, сидя на диване перед телевизором и смотря «Клуб кинопутешественников». Не то.
Безусловно признавая огромный труд, проделанный Й. Хелльбеком, изучившим множество отечественных и зарубежных работ и источников (по всему тексту идут обстоятельный примечания автора), полностью принять его выводы не получается.
Законный вопрос, который мы задаем автору: до какой степени мы можем доверять авторам этих дневников? Если Нина Луговская, на чьи дневники ссылается Хелльбек, пишет, что ее целью является фиксация всего плохого, что совершают большевики, то ей веришь, потому что попади такой дневник в руки НКВД (что и произошло, в конечном итоге), как он станет уликой против его автора. Неслучайно в 30-е гг. советские граждане дневники в основном не вели, а уничтожали. Поэтому записки строивших карьеру молодых советских рабочих и интеллигентов нельзя в полной мере брать на веру, а надо учитывать фактор самоцензуры и оглядки на «большого брата». Тем более что автор на многочисленных примерах показывал, как его герои, искренне или нет, маскируются, мимикрируют, пытаясь подстороиться под новую жизнь, частью которой они хотят стать, но просто это у них не получается, за что они чувствуют вину. Поэтому такой дневник — это отчасти литературное произведение.
Еще один вопрос возникает насчет представительности разобранных в тексте дневников. Другими словами, они дают представление об общей картине происходившего в стране, или только о неком частном эпизоде? Отсюда следует вопрос о ценности всей книги, ответить на который я не могу, но ждал бы его от автора.
Мой вывод: это весьма специфическая работа, ориентированная совсем не на широкого читателя. Она позволяет составить представление о том, что происходило с ментальностью т.н. советского человека, но, на мой взгляд, лучше это оставить историкам, а самим знакомиться с первоисточниками, читая различные оригинальные дневники и воспоминания, которых от того времени сохранилось до нас довольно много.
© Как много писателей, как мало читателей…
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 22 р. до 84 р. в 6 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Представленный в книге взгляд на "советского человека" позволяет увидеть за этой, казалось бы, пустой идеологической формулой множество конкретных дискурсивных практик и биографических стратегий, с помощью которых советские люди пытались наделить свою жизнь смыслом, соответствующим историческим императивам сталинской эпохи. Непосредственным предметом исследования является жанр дневника, позволивший превратить идеологические критерии времени в фактор психологического строительства собственной личности. Герои книги - бежавшие в город крестьяне и представители городской интеллигенции, работавшие сельскими учителями, инженеры и писатели - использовали дневник как способ самонаблюдения и самовоспитания, превращая существующие культурные образцы в горизонт внутреннего становления, делая историю частью своего Я.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Хелльбек Йохен |
Переплет | Твердая глянцевая |
Издатель | Новое литературное обозрение |
Год издания | 2021 |
Формат | 60х90/16 |
Переводчик | Чачко С. |
Кол-во страниц | 424 |
Серия | Библиотека журнала "Неприкосновенный запас" |
Авторы | Хелльбек Й. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2017 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 424 |
Возрастные ограничения | 12 |
Страниц | 424 |
ISBN | 978-5-4448-0707-1,978-5-4448-1299-0,978-5-4448-1932-6 |
Размеры | 14,60 см × 22,10 см × 2,10 см |
Тематика | История Советского Союза |
Обложка | твердый переплёт |
Язык издания | rus |
Книги: История СССР Новое литературное обозрение
Категория 18 р. - 27 р.
Книги: История СССР
Категория 18 р. - 27 р.
Книги: История СССР: другие издатели
- RUGRAM
- АИРО-ХХI
- Алгоритм
- Алгоритм, Редакция 1
- Алгоритм, Эксмо
- Алисторус
- Амфора
- Аргументы недели
- АСТ
- Вече
- Директмедиа Паблишинг
- Издательство Яуза ООО
- Институт Наследия
- ИТРК
- Концептуал
- Кучково поле
- Молодая гвардия
- Наука
- Нестор-История
- Новое литературное обозрение
- ОлмаМедиаГрупп/Просвещение
- ПИТЕР
- Проспект
- РГГУ
- Родина
- Родина Издательство ООО
- Спутник+
- Фонд "Русские Витязи"
- Центрполиграф
- Центрполиграф Издательство ЗАО
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо, Яуза
- Яуза
- Яуза-пресс