Отзывы на книгу: Герой нашего времени (Лермонтов Михаил Юрьевич); Время, 2017
- Издатель: Время
- ISBN: 978-5-9691-1601, 978-5-9691-1601-6
- Книги: Классическая отечественная проза
- ID:1785331
Отзывы (9)
- Мусатова Александра — 17 Ноября 2017
Книга в целом не плохая. Для школьников удобный формат, маленькая, лёгкая. Но, и как следствие, очень мелкий шрифт и маленький меж строчный интервал.
О содержании говорить не буду, классика. Обстоятельная статья Андрея Немзера будет полезна детям в учебе. - Александр — 7 Февраля 2018
Русский колонизатор - пессионарий Григорий Александрович Печорин
Всё, кажется, давно знакомо: и типичный представитель, и лишний человек, и первый психологический портрет в русской литературе, и Печорин – от Печоры. Что ещё? Кавказ, женщины, офицеры, проводящие время между боевыми столкновениями в карточных играх, дуэлях, охоте, пари с высокими ставками, прямо скажем. Всё да не всё, как оказалось. И никакой он не лишний, хотя и типичный.
Печорин Григорий Александрович, «молодой человек лет 25…такой тоненький, беленький…. Славный был малый, только немного странен». Вернемся к портрету чуть позже, а сейчас о его «типичности». Главный вопрос сейчас: героем КАКОГО времени был Печорин? Возможно, это поможет взглянуть на него чуть иначе, чем пишут об этом учебники литературы (если ещё что-то пишут о русской классической литературе вообще).
Кто же строил Российскую империю? Да, именно он, Печорин Григорий Александрович. Герой «того» времени, типичный представитель пассионария – колониалиста.
Что же завоевывал наш герой, где отличился? Кавказ, где красотища… «Славное место эта долина (Койшаурская)! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
А как жил народ местный? « Сакля была прилеплена одним боком к скале: три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую)».
В романе много тонких замечаний-наблюдений, касающихся национальных особенностей «колонизаторов». «Один из наших извозчиков был русский ярославский мужик, другой осетин
осетин вел коренную под узцы со всеми возможными предосторожностями….а наш беспечный русак даже не слез с облучка». Далее: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить
не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».
Давайте присмотримся к этому человеку «с милого севера». То, что «странен был» – уже упоминали («…в дождик, в холод целый день на охоте
все иззябнут, устанут – а ему ничего»). Разумеется «наслаждался бешено всеми удовольствиями, которые только можно купить за деньги». Разумеется, «скоро всё опротивело»
потом – светская жизнь с тем же итогом
любовь «вызывавшая лишь раздражение», «сердце же оставалось пусто»… Науки – надоели: «ни славы, ни счастья от них не зависят». Думал наш герой, что на Кавказе под пулями не живет скука, да ошибся. Любовь Бэлы и к Бэле – снова ошибка: «любовь дикарки немного лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
«Он был среднего роста
стройный, тонкий стан его доказывали крепкое сложение….пыльный бархатный сюртук его позволял разглядеть ослепительно белое бельё его, изобличавшее привычки порядочного человека». «Его походка была небрежна и ленива…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера». Его кожа имела какую-то женскую нежность
белокурые волосы…благородный лоб…усы и брови его были черные – признак породы в человеке….блеск глаз – это был блеск гладкой стали, ослепительный, но холодный взгляд мог показаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокойным». Портрет «типичного» пассионария или, в определениях той эпохи – героя того времени готов. Исчерпывающе.
Как же должен был вести себя рафинированный джентльмен? Как завоеватель, разумеется. Он – завоеватель, что бы он ни говорил о скуке и ипохондрии. Он завоевывает земли и народы, выполняя долг. Где же место пассионариям, джентльменам? Разумеется, в армии. Белая кость, голубая кровь, аристократия – элита. Это – и есть русская армия.
Но не только земли и народы. Женщины – достойная цель любого завоевателя во все времена. Ах да, ему же наскучила женская любовь, она его раздражает! Ага. Наскучила. Бэла, контрабандистка, Мери, Вера, Настя – это скука и раздражение? Порода – вот что его интересует в первую очередь! В «Тамани»: «Тонкий стан, высокая грудь. Порода женщины видна по походке»
«…особенно нос много значит». Но почему-то подобные сравнения не только не отталкивают, напротив – именно к нему тянутся руки, взгляды и губы! Нет, он – не Дон Жуан, он – Казанова. Хотя сам-то смог разобраться кого в нем больше – первого или второго?
Какой-то странный завоеватель наш герой: сколько «церемоний» с Бэлой – по сути с рабыней – сколько подарков для «пленницы»! Как всё это напоминает мне странный характер Российско-Советской «Империи», когда метрополия кормила в буквальном смысле свои «колонии». В отличие от блестящей Порты или империи англо-саксонской. Странная империя. Странные империалисты.
Нет нужды специально доказывать пассионарность Печорина. Она – в каждой части романа, едва ли не в каждом эпизоде («Тамань» - ночные приключения в первую же ночь на постое
«Фаталист» - пари Вулича и захват пьяного казака в избе
«Княжна Мэри» - и дуэль, и ночные приключения в Кисловодске (не ошибаюсь?). Как же заканчивает жизнь наш герой? Точнее – мог ли он закончить её иначе, нежели в Персии или по дороге из неё? Нет, конечно же. Поразительно другое: Лермонтов не знал и тысячной доли того, что знаем в психологии мы, но как гениально точно описано, сколько предвидений можно узреть между строк! - Муратова Анастасия — 21 Февраля 2018
Хотела перечитать "Героя нашего времени", поэтому решила на "Лабиринте" заказать книгу, выбор пал на данное издание. При доставке был немного порван корешок, но не критично. Заметила это, к сожалению, только дома. Размер книги меня устраивает, качество печати хорошее.
- Ищенко Наталья — 23 Июня 2020
классика карманного формата. книга, которую можно брать везде с собой, но и соответственно сильно больших требований к качеству предъявлять не нужно. несомненный плюс - очень хорошо проклеен корешок.
- Аветисян Елена — 31 Июля 2020
Решила пересчитать Роман великого классика. Обложка добротная, формат книги подходит для того, чтоб ее брать с собой. Шрифт маленький, межстрочный интервал тоже, но не критично для меня
- Alla Gladkova — 7 Марта 2017
Один из лучших романов в русской литературе вообще. Что и говорить!
- lapadom — 10 Апреля 2017
Роман-загадка, роман-парадокс! Считаю, один из важнейших для русской классики текстов, рассказываю о книге на видео.
- Молчанова Ольга — 6 Апреля 2018
Имела огромную неосторожность, если не сказать более, заказать 20 произведений, в том числе и данное, требуемых по школьной программе, издательства «Время». Мягкая обложка, слабый клеевой переплёт, сероватые просвечивающие страницы и, в довершение всего, чрезвычайно мелкий шрифт, до такой степени «спрессованный», что невозможно отделить одну строчку от другой. Размер шрифта напоминает шрифт times new Roman на 4, но более сжатый. Для сверхидеального зрения, какового у наших школьников не может быть по определению. Хотелось бы прикрепить изображение, но боюсь, что книга тут же распадётся на отдельные листочки.
- Анонимно — 22 Января 2020
Любимая с детства книга! Как жаль, что ушёл так рано...
Добавить отзыв
Цены
Последняя известная цена от 8 р. до 8 р. в 1 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
В романе Лермонтова соединены пять историй о молодом человеке, которого автор назвал "героем нашего времени". С выхода романа в свет (1840) не прекращаются споры о том, иронично или серьезно заглавие? Насколько схож вызывающий весьма противоречивые чувства герой с великим поэтом? Придумал Лермонтов странствующего офицера или, пристально вглядевшись в русскую жизнь, создал портрет поколения? И попросту: является Печорин сознательным носителем зла или жертвой дурного уклада бытия? Чуждаясь прямых ответов, Лермонтов предъявляет пять ипостасей Печорина - разочарованный беглец из мира цивилизации; пресыщенный барин; бестолковый искатель приключений; рефлектирующий интеллектуал; мыслитель, любой ценой стремящийся разрешить вопрос о свободе воли. Писатель дал понять, что сказано о герое далеко не все, но полуобещания развернуть историю Печорина не исполнил. Только ли из-за того, что погиб через год с небольшим по издании романа? Ответ на последний из печоринских вопросов мы ищем по сей день.
Сопроводительная статья Андрея Немзера
Андрей Семенович Немзер (род. 1957) - кандидат филологических наук, ординарный профессор школы филологии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Москва), автор одиннадцати книг и многих статей о русской литературе XIX - начала XXI вв., лауреат премии Правительства Российской Федерации (2015).
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Лермонтов Михаил Юрьевич |
Издатель | Время |
ISBN | 978-5-9691-1601-6 |
Год издания | 2017 |
Серия | Проверено временем |
Книги: Классическая отечественная проза Время
Категория 7 р. - 10 р.
Книги: Классическая отечественная проза
Категория 7 р. - 10 р.
Книги: Классическая отечественная проза: другие издатели
- Neoclassic
- RUGRAM
- RUGRAM_Public Domain
- Азбука
- Азбука Издательство
- Азбука-классика
- Амфора
- АСТ
- АСТ, Neoclassic
- Вече
- Время
- ИГ Лениздат
- Изд. В. Секачев
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Клуб семейного досуга
- Книга по требованию
- Книжный Клуб Книговек
- Мартин
- ОлмаМедиаГрупп/Просвещение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ООО "Издательство Астрель"
- Престиж БУК
- Просвещение/Дрофа
- Проспект
- Речь
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Секачев В.
- Т8
- Художественная литература
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо-Пресс