Отзывы на книгу: Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала XX в. Монография; Прометей, 2016
- Издатель: Прометей
- ISBN: 978-5-9907452-7-8
- Книги: История и организация народного образования
- ID:1761979
Отзывы (5)
- Урал Нигматуллин — 13 Сентября 2016
Отличный учебник, хотелось бы на таких учебниках велась преподавание в ВУЗах , рекомендую всем кто интересуется почитать))
- Андрей Зайцев — 25 Января 2018
Прекрасная работа, очень интересно изучать педагогический опыт XIX, XX веков и нашего столетия. Крайне любопытно показано отношение педагогов к обучению истории. Я хотел бы порекомендовать её не только людям, кто связан со школой, но и всем интересующимся историей.
- Д — 8 Июля 2016
Михаил Тимофеевич Студеникин — кандидат исторических наук, специалист по методике преподавания истории и по истории преподавания в отечественных учебных заведениях. С 1989 и до своей смерти (к сожалению, Михаил Тимофеевич умер в прошлом году - 19.05.2015) он был заведующим кафедрой методики преподавания истории на историческом факультете МПГУ. Московский педагогический государственный университет является крупнейшим российским педагогическим вузом, а его истфак одно время соперничал с истфаком МГУ и до сих пор считается одним из лучших в стране...
- spl — 11 Августа 2017
Уважаемый D хорошо написал о покойном М.Т. Студеникине и истфаке МПГУ, но, к сожалению, ни слова об этой книге. А она, на мой не чуждый данной теме взгляд, достойна серьезного внимания, и стала, в известном смысле, памятником Михаилу Тимофеевичу (вышла уже после его смерти) и полезна будет всем, интересующимся историей нашей страны конца 19 и, на самом деле, до наших дней.
Почему именно так пафосно? История как наука и как школьный предмет — это вам не лягушек резать и сочинения о роли и образе Чацкого писать. Это всегда проекция государственного представления о прошлом, настоящем и будущем, пропаганда должного (нужного) образа страны, направленная на подрастающее поколение. Школьные учебники по истории, менявшиеся раньше не так часто, как сейчас (практически при каждом новом министре, будь они неладны - и министры, и учебники), демонстрируют нам смену не только методических концепций, о чем очень подробно и интересно рассказывает в своей итоговой книге М.Т. Студеникин, но и исторических парадигм. Другими словами, это хроника изменений подходов, как учить, и главное — какой истории учить школьную детвору. М.Т. Студеникин четко показывает, что как содержание, так и сам образовательный процесс обучения истории зависит от целей образования — социального заказа общества и государства. В самом начале своей книги он рассказывает, какие цели выдвигались прежде, что оказалось реальным, а что искусственным и невостребованным.
Рассматриваемая работа, вышедшая тиражем всего 500 экз., представляет из себя настоящий ученый труд, но, как мне показалась, носящий следы незавершенности, возможно, в связи с уходом автора. Есть обстоятельное введение, но нет никакого заключения. Работа Студеникина выстроена на огромном массиве источников (монографии, статьи, публикации СМИ тех лет), но не везде указаны источники цитат. Даже название не вполне точно отражает содержание книги, поскольку автор начинает рассмотрение своей темы с 1860-х гг., т.е. с реформы образования, проведенной при Александре II.
М.Т. Студеникин ставит перед собой задачу показать, что нынешнее слепое перенятие образовательного опыта зарубежных стран при игнорировании опыта русской школы 19 – начала 20 в. неэффективно, поскольку в ряде случаев педагоги (и чиновники) повторяют то, что давным-давно уже было испытано и проверено и показало свою малую эффективность или вообще было отвергнуто.
Разбирая вопросы не только большой исторической науки (учебники часто писали академические ученые), но и педагогики: методов, приемов, форм и средств обучения, автор ориентирует свой труд на практикующего учителя и студента, будущего учителя истории. Наверно, это действительно основная целевая аудитория данного издания, но написанная достаточно легко, эта книга может быть интересна и более широкому читателю, так как объяснит какие-то вещи, нашедшие отражение в русской литературе того времени.
М.Т. Студеникин показывает, что основным тогдашним педагогическим кредо было изучение истории по царствованиям, внутри которых рассматривались отрывочные сведения о правителях и «любытных происшествиях»
целостной обобщенной картины не давалось. Ученик получал в учебнике каталог разрозненных фактов с условной внешней связью между ними. Материал надо было заучивать чисто механически, поскольку преобладающей способностью учащихся школьного возраста считалась память
глубоко мыслить они не могут и лишь при бесконечных повторениях твердо усвоят содержание темы. Долгое время полагалось, что иллюстрации в школьных учебниках не просто не нужны (занимают место), а вредны, так как отвлекают ученика от содержания. Включать в учебник надобно чертежы и рисунки, иные «графические исполнения» к тексту должны подаваться в виде альбомов, настенных таблиц и учебных картин большого формата (вспоминаете?). Иллюстрации приходят в шкеольные учебники лишь в начале 20 в. как важный элемент стимулирования интереса к учебной книге.
В своем исследовании М.Т. Студеникин подробно останавливается на разных интересных методах изучения истории (напр., календарном), дает характеристики разным учебникам, популярным в то время (Кареева, Виппера). Из его труда видно, что многие вещи, обязательные для современного учебника, как то: деление на параграфы, те же иллюстрации, появились в конце 19- начале 20 в. При этом многое перешло в школу наших дней (текст учебника и рассказ учителя как истина в последней инстанции, которую надо воспроизвести максимально близко к оригиналу, чтобы получить хорошую оценку). В целом видно, что тогда, что сегодня сохранились те же проблемы: перегрузки учителя, работа по скучным казенным программам, навязанным педагогам и учащимся, рутина.
По-моему, это обстоятельная и любопытная книга достойна внимания, поэтому берусь рекомендовать ее для ознакомления вне зависимости от ваших профессиональных интересов.
© Как много писателей, как мало читателей… - Labi — 22 Февраля 2018
В мягкой обложке.
Белый плотный офсет.
Четкий шрифт, комфортный для чтения.
Добавила бы, что книга будет полезна не только студентам, педагогам, научным работникам, но и школьникам (5 класс и выше) для подготовки к урокам и для общего развития. Книга интересная, читается легко.
Тираж 500 экз.
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 9 р. до 34 р. в 3 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
В монографии раскрывается классический опыт методики обучения истории в русской школе, даются рекомендации по применению этого опыта в современном учебном процессе. В первых разделах показана взаимосвязь целей, специально отобранного содержания, приемов и методов. Много интересного читатель узнает о вопросно-ответном и эвристическом обучении, методах - лабораторном и документации, драматизации, проведения конференций с обсуждением книг на историческую тематику, докладов и рефератов. Наряду с учителями книга будет полезна студентам педвузов и педколледжей, на спецкурсах и спецсеминарах. педагогам специальных и высших учебных заведений, научным работникам, всем, кто интересуется становлением и развитием методики преподавания истории в русской школе XIX - начала XX в.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Студеникин Михаил Тимофеевич |
Издатель | Прометей |
Год издания | 2016 |
Страниц | 236 |
Переплёт | мягкий |
ISBN | 978-5-9907452-7-8 |
Размеры | 14,50 см × 20,00 см × 1,20 см |
Формат | 200.00mm x 142.00mm x 13.00mm |
Тематика | Другие издания |
Тираж | 500 |
Книги: История и организация народного образования
Категория 7 р. - 11 р.
Книги: История и организация народного образования: другие издатели
- АИРО-ХХI
- Амрита
- Вако
- Высшая Школа Экономики (ВШЭ)
- Дело
- Директмедиа Паблишинг
- ИД Научная библиотека
- Издательский Дом ВШЭ
- Издательский дом Высшей школы экономики
- Издательский дом Шалвы Амонашвили
- Издательство Московского Университета
- ИНИОН РАН
- Институт эффективных технологий
- Инфра-Инженерия
- ИНФРА-М
- Кабинетный ученый
- Кнорус
- Лань
- Ломоносовъ
- Музей современного искусства «Гараж»
- Нестор-История
- Никея
- Новое литературное обозрение
- Образовательные проекты
- Планета музыки
- Прометей
- Проспект
- РГГУ
- Свято-Филаретовский институт
- Спутник+
- Сфера
- Феникс
- Флинта
- Этносфера
- Юрайт-Издат