Отзывы на книгу: Бытие и время (Хайдеггер М.); Академический проект, 2015
- Издатель: Академический проект
- ISBN: 978-5-8291-1228-8, 978-5-8291-1488-6, 978-5-8291-1791-7
- Книги: Западная философия
- ID:1706384
Отзывы (6)
- Мельников Алексей — 14 Апреля 2018
Попытаться написать рецензию на эпохальную книгу М.Хайдеггера "Бытие и время" - занятие уж слишком для самонадеянных простаков. Все равно что рецензировать "Евангелие". И тем не менее...
90 лет назад человек получил неутешительный ответ на главный вопрос философии.Звучит он просто. Даже слишком: «Что есть бытие?» «Очевидность» ответа на него оказалась роковой. Человечество мало продвинулось в постижении сути бытия за последние пару тысяч лет. Причина, как посчитал в начале XX века профессор Марбургского университета Мартин Хайдеггер – обманчивая «самопонятность» термина. Настолько, как трактовали целые плеяды философских школ, банального, что утруждаться его научным препарированием многие века считалось необязательным. И даже гигантские интеллектуальные вспышки масштабов Аристотеля и Канта не вырвали у бытия ответа на безостановочно мучающую человечество загадку: «что же, в конце концов, ты есть такое, бытие?»
Видимо уже вполне отчаявшись найти отмычку к бытийному замку, Гегель в сердцах почти признал его принципиальную неоткрываемость, назвав бытие «неопределённым непосредственным». «Когда говорят: «бытие» есть наиболее общее понятие, - написал в 1927 году качестве вступления к своей эпохальной книге «Бытие и время» Мартин Хайдеггер, - то это не может значить, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое тёмное».
Его-то ровно 90 лет назад и попытался «высветлить» один из крупнейших мыслителей XX века Мартин Хайдеггер. Он же – основоположник немецкого экзистенциализма. Хайдеггеровское «Бытие и время» растолковало-таки многовековую загадку бытия. Что сразу же поставило книгу в ряд философских бестселлеров XX века. За одно забронировав ей VIP-места в веках последующих. Поскольку разгадка бытия ничего не упростила.
Обострение бытийного вопроса не случайно пришлось на пик философских изысканий экзистенциалистов. Ибо учение последних возвращало недостающее доселе звено в рассуждениях на тему бытия, некоего сущего, а именно: того, кто спрашивает об этом самом бытие. Стало быть, постановка вопроса «что есть бытие?» уже бытийна и вскрывает сущность бытия через бытийную возможность спрашивания. Её Хайдеггер определил, как присутствие.
Ранее первые шаги в этом направлении сделал Кьеркегор. Как отмечал Мераб Мамардашвили, «основная мысль Кьеркегора – мысль о том, что философы почему-то забывают, описывая мир, что они сами часть этого мира, что инструмент, на котором они исполняют свою философские арии, то же бытийствует определенным образом и что сам вопрос о бытии, который задают философы, есть проявление бытия». Короче, озабоченность бытием, заявляет Мамардашвили, и есть, способ бытия. Хайдеггер поименовал его Dasein, или «здесь-бытие», «человеческое бытие», «уже-бытие». То есть – бытие опосредованно бытием присутствующего.
Философская мысль Хайдеггера продвигалась к вопросу о бытии через бытийность личности. А – не наоборот. Хайдеггер меньше всего на свете был настроен объяснять бытие через сущее. Или - бытие посредством накопленных «внутри него вещей». Подобные вульгаризмы, как правило, характерны для ультра-материалистических воззрений.
Те гласят, что законы Ньютона истинны «от сотворения мира и до скончания веков». И истинность эта вполне может обойтись и без самого Ньютона. То бишь – человека. Хайдеггер готов посмеяться над этакой «бесхозностью» истин, замечая, что «законы Ньютона и всякая истина вообще истинны лишь пока есть присутствие». И далее: «до бытия присутствия, и когда его вообще уже не будет, не было никакой истины и не будет никакой».
«Очеловечивание» бытия, к коему склонился экзистенциализм, оснастило его довольно устрашающими обывательский слух терминами: смерть, ужас, страх, падение, брошенность. Вместе с тем обнадёжило, философски узаконив, казалось бы, вполне житейские и малонаучные понятия, как вина, забота, любопытство, совесть.
Последняя, скажем, по канонам экзистенциалистов на равных участвует в формировании ответа на вопрос о сущности бытия, экстраполируя проблему на бытие присутствующего, которому, чтобы всё-таки быть надобно, как пишет Хайдеггер в «Бытии и времени», «вернуться из потерянности в людях назад к самому себе». В итоге главный философский вопрос о бытие экзистенциализм перепоручает человеку, нагружая его непосильной ношей ответственности (а в равной степени – и свободы, что в принципе подразумевает эту самую ответственность) за это самое бытие.
«Человек, - уточняет Хайдеггер, - то, что он делает». И даже не то, чем он стал. Поскольку он бытийствует, выбирая предложенный ему природой потенциал присутствия до дна, то есть – до смерти. Последнюю Хайдеггер вполне по-экзистенциалистски определил, как «способ быть, которое присутствие берёт на себя, едва оно есть». В итоге всех этих философских изысканий человек обременился заботой о своих деяниях в контексте бытия вообще. Причём деяниях не гарантированно (что проповедуют апологеты теории исторического прогресса) успешных. «Экзистенциализм, - поставил чуть позже точку (или – многоточие) в определении ключевого философского учения Жан-Поль Сартр, - философия действия без надежды на успех».
На вопрос «что есть бытие?» человек в принципе ответ получил. Но сказать, что он кому-то облегчил жизнь – было бы изрядной натяжкой. Он не облегчил жизнь. И даже – несколько её усложнил, обременив ответственностью за свои мелкие (и часто низкие) поступки не только перед лицом своих ближайших родственников и сослуживцев, но и бытия в целом. Тем самым, не исключено, хоть как-то застраховав оное от небытия. - Тихон Илларионов — 19 Июня 2018
Весьма трудоемкая книга, браться за которую надо с чистой головой. Осилил со второго раза, в первый раз был сущий ад. Однако попытавшись в слушаться в речь Хайдеггера, я начал по тихоньку понимать, о чем собственно речь. Уверен еще вернусь к этому колоссальному труду.
- Кружков Николай — 19 Октября 2018
Привожу отзыв исследователя творчества Кьеркеора Натальи Исаевой об этом фундаментальном труде Хайдеггера:":"У Хайдеггера в "Бытии и времени" мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору. (Heidegger M. Sein und Zeit. 1927), однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И "Dasein" как "наличное бытие", и "заброшенность-в-мир", и маркирующая роль "страха", "тревоги" ("Angst"), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, - введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору". Можно прочитать "Страх и трепет", "Понятие страза", "Болезнь к смерти" и "Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам" Кьеркегора, чтобы легко убедиться в этом. Такие понятия, как экзистенция, экзистенциальный, экзистировать, экзистирующий субъкт, бытие-в-мире и многое другое Хайдеггер заимствовал у великого датского религиозного мыслителя. Язык Кьеркегора отличается ясностью и метафиричностью, у Хайдеггера доминирует философия ради философствования. Читать его очень трудно. Возможно, кому-то потребуется для этого прочитать биографию Хайдеггера, написанную Рюдигером Сафрански. Книга это выходила у нас в серии "Жизнь замечательных людей". Она даёт ключ к пониманию философии Хайдеггера. Религиозность Кьеркегора подлинная, исконная
религиозность Хайдеггера, если это можно назвать религиозностью, стилизованная. Известный европейский мыслитель Джордж Стайнер высоко оценивающий эту работу Мартина Хайдеггера, писал:"..."Хайдеггеровская переоценка... буквально заставляет пересмотреть саму концепцию мышления. Только крупный мыслитель способен на такое творческое побуждение". Я не хочу приводить тьму резких и отрицательных оценок этой книги Хайдеггера, из которой сделали чуть ли не Библию философии, совершенно забыв, что без Кьеркегора Хайдеггер был бы потенциально невозможен. Вот высказывание Карла Густава Юнга о Хайдеггере так:"Мастер усложнённых банальностей... Modus philosophandi Хайдеггера насквозь невротичен и коренится, в конечном счёте, в его нездоровой психике. Родственные ему духи, близкие и дальние, томятся в сумасшедшем доме: одни - в качестве пациентов. другие - в качестве врачей. охваченных неистовством философии... Потому что, несмотря на весь свой критический анализ, философия так и не смогла пока избавиться от своих психопатов". Ничуть не разделяя мнение Юнга, считая Хайдеггера выдающимся мыслителем, предлагаю всем тем, кто прочитал "Бытие и время" внимательно прочитать "Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам" Кьеркегора в переводе Натальи и Сергея Исаевых. Только тогда можно будет убедиться в том, что задолго да Мартина Хайдеггера гениальный датский религиозный мыслитель воссоздал очень многое из того, о чём в дальнейшем напишет Хайдеггер, упомянув Кьеркегора только три раза в "Бытии и времени" и отослав читателей своей работы к "Понятию страха". А почему бы не отослать тех, кто глубоко и оригинально мыслит, к "Заключительному ненаучному послесловию к "Философским крохам"? Простим Хайдеггеру его неведение: видимо, главного труда Кьеркегора он не прочитал. - Журавлев Александр — 14 Апреля 2021
Мартин Хайдеггер - центральная фигура в философии 20 века. Его многотомное наследие еще предстоит изучать ни одному поколению философов и людям желающим приобщиться к фундаментальному знанию. Работа Бытие и время начинается с постановки вопроса о Бытии, которое по мнению Хайдеггера было несправедливо забыто. Приводятся вековые представления о Бытии, как о наиболее общем понятии, о том, что невозможно определить, так как Бытие логически не имеет рода и о Бытии, как самом собой разумеющимся. Прекрасный труд. Наслаждайтесь.
- Сахневич Сергей — 8 Января 2022
Абсолютно актуальная книга. Смерть как вдохновение. Обрыв с НИМИ как Возвращение к Себе. Жизнь НЕ как биологическое существование, а как Освещение Собой Бессмысленного Мира. Если Ницше дарует радость жизни, то Хайдеггер объясняет техническую сторону этого вопроса. Должна быть изучена и законспектирована!
- kubrick — 17 Июля 2020
Качество книги очень даже неплохое, но вёрстка максимально ужасна. Академический проект, вы хоть сами читаете свои книги?
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 20 р. до 29 р. в 2 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
В книге представлен текст самого знаменитого философского произведения XX века "Бытие и время" (Sein und Zeit), созданного Мартином Хайдеггером в 1927 году и переведенного Владимиром Вениаминовичем Бибихиным в 1997 году. В "Бытии и времени" было выдвинуто настоятельное требование возобновить вопрос о бытии, отодвинутый европейской философией в ее истолкованиях сущего на второй план, в область абстракций и логических разработок. Бытие, по Хайдеггеру, было и остается главным делом мысли, поскольку именно вопрос о бытии наиболее важен для человеческого существа, которое Хайдеггер определяет как Dazein: бытие-вот, открытое бытие. Соответственно, осмысление бытия предпринимается путем конкретно-феноменологического анализа человеческого присутствия в модусах его экзистенции.
Для студентов и всех интересующихся современной философией.
4-е издание, исправленное.
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Хайдеггер М. |
Издатель | Академический проект |
Кол-во страниц | 460 |
Серия | Философские технологии |
Год издания | 2015 |
Раздел | Общая философия |
ISBN | 978-5-8291-1488-6 |
Количество страниц | 460 |
Формат | 135x210мм |
Вес | 0.44кг |
Книги: Западная философия Академический проект
Категория 16 р. - 24 р.
Книги: Западная философия
Категория 16 р. - 24 р.
Книги: Западная философия: другие издатели
- Neoclassic
- RUGRAM
- Ад Маргинем
- Азбука
- Азбука Издательство
- Академический проект
- Алгоритм
- Алетейя
- АСТ
- АСТ, Neoclassic
- Владимир Даль
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- Издательство Ивана Лимбаха
- Издательство Института Гайдара
- Институт философии
- Канон+
- Книга по требованию
- Культурная революция
- Наука
- Новое литературное обозрение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ООО "Издательство Астрель"
- ПАЛЬМИРА
- Рипол
- РИПОЛ классик
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Родина
- Родина Издательство ООО
- Тотенбург
- Центр гуманитарных инициатив
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1
- Эксмо-Пресс