Отзывы на книгу: Чайковский. История одинокой жизни; АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023
- Издатель: Редакция Елены Шубиной
- ISBN: 978-5-17-138118-9
EAN: 9785171381189
- Книги: Биографии. Мемуары
- ID:7867072
Отзывы (17)
- Sorry — 10 Декабря 2021
Несмотря на всемирную известность и всенародную любовь великий Чайковский остается тайной сам по себе как человек и его жизнь тоже тайна. Берберова в свойственной манере написала классическую биографию Чайковского причем это не просто биография а попытка раскрыть перед читателем внутренний мир композитора. Как у него получались великие произведения? Как он жил вне музыки и с нею? Об этом эта книга поразительная по силе написания и любви к Великому…
- Майя Ставитская — 26 Июля 2021
Ленский. Герман. Щелкунчик
"А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имен еще не зная,
Вас где-то, там, давно…
"Сумасшедший" Апухтин
Подростком прочтя в "Лезвии бритвы" об испанской поговорке: Мужчины только притворяются, что любят сухое вино, тонких девушек и музыку Хиндемита, на деле все они предпочитают сладкие вина, полных женщин и музыку Чайковского. - возгордилась. Гляди-ка, наш Петр Ильич в испанский фольклор успел войти.
Слава Чайковского огромна, известность повсеместна, авторитет его имени непререкаем. Его музыка то, что называется пандемос - всеобщая. Пусть симфонии, сюиты и концерты полной мерой раскрываются лишь меломанам, но есть ведь абсолютные хиты, что не померкли за полтора столетия, вроде "Лебединого", "Щелкунчика", "Онегина". Биографических подробностей не знала, это нормально, всего знать невозможно. Если ты не учишься в музыкальной школе, музучилище или консерватории, этого рода сведения скорее всего пройдут мимо тебя.
О Нине Берберовой тоже смутно и самого общего толка. Эмиграция? Серебряный век? То и другое. А еще Ходасевич, женой которого была, с ним и покинула в двадцать втором Россию, писала для эмигрантских изданий, книга о Чайковском начиналась как фельетонный роман. Нет-нет, к фельетону в сегодняшнем смысле отношения не имеет, это общее название для романов с продолжением, печатавшихся в периодических изданиях.
Тридцать седьмой год, многие люди, знавшие Чайковского, еще живы. Пока эпоха не ушла окончательно, можно попытаться собрать воедино и сохранить ее частицы. "Чайковский. История одинокой жизни" эталонный образец биографической прозы начала ХХ века: максимально информативный, виртуозно обходящий острые углы, проникнутый любовью, однако не хрестоматийно-святочный, но рисующий образ героя со многими его недостатками.
Чудесно о счастливом детстве в большой любящей, обеспеченной семье, о рано проснувшейся любви к музыке, от которой родные вскоре начали его оберегать, уж очень чувствителен был Петя, слишком бурно реагировал на вхождение ее в свою жизнь - до нервной горячки и судорог. О том, что в Училище правоведения близко сошелся с Апухтиным, дружбу с которым пронес через всю жизнь. Что в юности был не прочь покутить в компании сверстников, а музыкой серьезно занялся лишь в двадцать один год - классический возраст юридической дееспособности.
Как недолго, но трудно шел к признанию, сколько слышал о собственной бесталанности от признанных музыкальных авторитетов, как мало ценили его члены Могучей кучки, задававшей тон в российской музыкальной жизни того времени. Как болезненно воспринимал недостаток средств, не позволявших жизнь на широкую ногу, к которой всегда стремился.
Как сочетались в нем трудоголизм с тягой к дорогостоящим, большей частью порочным удовольствиям. Как окончилась ничем юношеская влюбленность в Дезире Арто, что могла бы стать ему достойной спутницей, и о чудовищном браке с Милюковой, для которой любимым и единственно приемлемым способом обращения с "Петенькой" на многие годы стал шантаж. Впрочем, человек, желающий женитьбой оборониться от обвинений в гомосексуальности (действительной и достаточно демонстративной) вряд ли по совести мог рассчитывать на приличную брачную партнершу.
Как обрел немыслимую поддержку от вдовы миллионерши, и как нежную привязанность и подлинную дружбу фон Мекк превратил в средство перманентной поправки финансовых обстоятельств, живя за ее счет в принадлежащих ей имениях, пускаясь в оплаченные ею путешествия, ни разу при этом не встретившись лично и часто пренебрегая даже такой мелочью, как ответ на ее письмо. Как потерял эту дружбу и ничем не помог былой покровительнице, когда она разорилась и впала в бедность, а сам он достиг всемирной славы.
Биография замечательно хороша по меркам середины прошлого века, но сегодняшний день предъявляет к биографу более жесткие требования и по информативной части - в книге практически ничего не рассказывается о работе над "Лебединым озером", и в части полноты сведений о герое. XXI век задает иные стандарты, у нас есть эталонные "Пантократор" Льва Данилкина, "Пастернак" Дмитрия Быкова, "Лесков" Майи Кучерской и сравнение не в пользу книги Берберовой.
Однако "Чайковский" остается прекрасной биографической книгой, обретая дополнительную ценность как образец литературы эмиграции и отчасти артефакт Серебряного века. - Ивашко Галина — 13 Сентября 2021
Спасибо "Лабиринту" за возможность покупки книги Нины Берберовой "Чайковский". Замечательная книга, с таким тонким и тактичным подходом к главному герою. Очень много фактов, которые я не знала. Написано очень профессионально и интересно. Я вообще люблю Нину Берберову. Здорово написано и до глубины души берет описание жизни Петра Ильича Чайковского. Затронуты поиски и методы написания музыки. Еще раз убеждаешься, что талант это выстраданное и глубокое чувство познавания мира.
- Полякова Марина — 29 Октября 2021
1930-е годы были временем писания биографий. Писатели их писали, а читатели их с увлечением читали. Были выработаны некоторые законы, которым подчинялись авторы: отсутствие прямой речи, использование архивных документов, никакой прикрасы для завлечения читателя, никакой романсировки. Такие приемы (прошлого века), как диалоги, чтение мыслей, возможные встречи и ничем не оправданные детали, которыми, как когда-то считалось, оживлялся роман из жизни великого человека, описания природы, погоды: дурной - для усиления мрачных моментов его жизни или прекрасной - для подчеркивания радостной встречи, или вставки цитаты в прямую речь, иногда в полторы страницы, из статьи, написанной героем через двенадцать лет после описываемого разговора, были выброшены на Западе как хлам. К сожалению, в Советском Союзе до сих пор ими пользуются не только авторы “для широкой публики”, но даже ученые историки.
- Анна Серебрякова — 2 Мая 2023
Написано очень тактично, после введения были опасения, что будет много интимного, полунамеков автора вполне достаточно, жаль что теперь не умеют авторы не сказав ничего сказать всё. Замечательное бытоописание.
- Сибирская Ирина — 17 Сентября 2021
В наше неоднозначное Время , когда многие "плюсы" по-жизни превратились в жирные "минусы", возможность читать такие книги дана именно новым Временем, и надо использовать эту возможность, пока она есть. Недавно я решила перечитать одну научно-историческую книгу одного уважаемого автора и с удивлением обнаружила, что эта книга , изданная в 2011 г., уже запрещена и признана экстремистской. Так что, покупайте и читайте книгу Нины Берберовой, пока можно. Написана она по свежим воспоминаниям людей, близких к Чайковскому, эти воспоминания не успели обрасти выдумками и домыслами . Эта биография Чайковского - не научное исследование, элементы художественного домысла присутствуют в книге ( прямая речь героев ). Берберова рисует человеческий образ нашего великого композитора в своём восприятии его по рассказам близких ему людей.
Любители пошлости не найдут её в книге, несмотря на то, что Берберова прямо пишет и об определённых наклонностях Чайковского и его окружения, и об отношении в обществе того времени к этому явлению. Высокая культура , тонкость, интеллигентность, но и прямота и независимость суждений - стиль Берберовой, "этика и эстетика" для неё - не пустые звуки. Она любит своих героев , понимает их , возможно, наделяет их в чём-то своими качествами, и передаёт эту любовь читателю. Относительно определённых наклонностей Чайковского - надо перечитать известное письмо Пушкина Вяземскому: "...не так как вы, иначе." И Чайковский, и Апухтин, и Цветаева в юности - "не так как вы, иначе ". По книге Берберовой в 1970 г. вышел советский фильм "Чайковский". Ю.Нагибин писал сценарий , но фильм ему не понравился ( пишет в Дневнике ), надо посмотреть фильм. Книга издана прекрасно, твёрдый переплёт
обложка ,бумага и шрифт хорошие, фотографии чудесные (есть фото Чайковского и с любимым племянником Бобом). - Авраменко Андрей — 26 Октября 2022
Мой видеоотзыв о прочитанном
- Валерия — 20 Марта 2023
Несмотря на то, что эта книга основывается на уже известных фактах, она представляет интерес для тех, кто хочет узнать больше о Чайковском как личности. Автор пытается разобраться в причинах одиночества Чайковского и его творческого гения.
Могу порекомаендовать вам эту книгу, если вам интересна жизнь и творчество П.И. Чайковского, то эта книга может быть для вас интересной, но, возможно, ее не стоит принимать за единственный источник информации о великом композиторе. - Романова — 22 Марта 2023
Прекрасная книга! С каким проникновением во внутренний мир Чайковского написана, С искренней любовьи тактом. Прочла эту книгу с упоением.
- Татьяна — 12 Мая 2023
Мне нечасто нравятся биографии, написанные как художественный текст, но эта книга написана таким великолепным языком, настолько увлекательна и лаконична, что воспринимается очень органично и запоминается навсегда. Пётр Ильич - мой любимый композитор, уникальная личность, гений, и я безумно рада, что увидела эту книгу, прочитала её за два дня.
- Илона — 20 Декабря 2023
Написано лаконично, но с душой. Нина Берберова при написании биографии композитора общалась с людьми, которые знали Чайковского, с его родственниками, близкими друзьями, которые находились с ним в последние дни жизни.
Видно, что автор заинтересован предметом своих исследований и эмоции бьют через край.
Сама книга была прочитана с умеренным интересом, но читала биографии и поинтересней. - Анжела — 28 Июля 2024
Удивительно, но музыка в жизни будущего композитора долгое время была второстепенным занятием. Хотя способности к творчеству проявились у Чайковского уже в самом раннем возрасте. Несмотря на это, близкие прочили ему юридическую карьеру. Окончательно связал свою жизнь с музыкой он только в 27 лет.
Глубоко и тонко чувствующий, Пётр Ильич был очень ранимым человеком. Всю жизнь он искал в людях понимания, любви и душевной близости. Что касается сочинительства, то здесь он был к себе весьма строг и очень зависим от мнения окружающих. Что, несомненно, добавляло душевных мук.
В книге много интересных фактов о великом композиторе, его общении с коллегами по музыкальному цеху и другими представителями творческой интеллигенции. - Людмила — 31 Октября 2024
Книга безусловно будет интересна всем, кто хоть раз слышал его музыку или видел театральную постановку. Чайковский - личность очень неоднозначная, сложная, даже трагическая - такие представления о нем дает нам автор книги. Книга написана легким языком, по некоторым моментам очень деликатно, безоценочно. Кроме того, автор знакомит нас с его близким окружением, людьми известными и знаменитыми, тем самым, ракрывая причины жизненных проблем и поступков композитора. Очень рекомендую прочесть эту книгу.
- Наталья — 1 Января 2025
Книга достаточно небольшого размера вмещает в себя довольно подробно рассказанную биографию Чайковского, так что можно проследить линию его судьбы от рождения до смерти. Так же достаточно живо предстают для читателя люди ближнего круга, взаимодействие с которыми очень важны для раскрытия характера неординарной личности композитора. Много сказано о Чайковском-музыканте, но не менее (а может и более) важно то, как Берберова дарит нам свое представление о Чайковском-человеке, ранимом, сложном, всегда находящемся в состоянии тревожной неуверенности, пускающийся поэтому в разные крайности, чтобы потом вновь и вновь искать гармонию, как внутри себя, так и в творчестве. Очень рекомендую эту мастерски созданную биографию.
Добавить отзыв
Сравнить цены
Последняя известная цена от 13 р. до 40 р. в 10 магазинах
Вы можете поискать его на других площадках:
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Описание
Нина Берберова, одна из самых известных писательниц и мемуаристок первой волны эмиграции, в 1930-х пишет беллетризованную биографию Петра Ильича Чайковского. Она не умалчивает о потаенной жизни композитора, но сохраняет такт и верность фактам. Берберова создает портрет живого человека, портрет без маски.
Вечная чужестранка, она рассказывает о русском композиторе так, будто никогда не покидала России…
"Когда я печатала свою биографию Чайковского фельетонами в "Последних новостях", Александр Николаевич Бенуа неизменно говорил мне, что чувствует меня своей современницей, "будто вы знали всех - и Боба, и Модеста, и Арго (Аргутинского)", и вдруг, однажды, увлекшись, он внезапно воскликнул:
- А помните, на премьере "Пиковой дамы"... - и вдруг страшно смутился, потупился и запел тоненьким голосом "Уж вечер, облаков..." (премьера была за девять лет до моего рождения)". (Нина Береброва. "Курсив мой")
Смотри также о книге.
О книге
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Нина Берберова |
Переплет | Твёрдый переплёт |
Издатель | АСТ, Редакция Елены Шубиной |
Год издания | 2023 |
Возрастные ограничения | 16 |
Кол-во страниц | 288 |
Серия | Чужестранцы |
Формат | 142x215мм |
Авторы | Берберова Н. |
Переплёт | твердый |
Год публикации | 2021 |
Язык | Русский |
Количество страниц | 288 |
Страниц | 288 |
ISBN | 978-5-17-138118-9 |
Размеры | 13,80 см × 21,20 см × 1,70 см |
Тематика | Деятелей культуры и искусства |
Тираж | 2000 |
Раздел | Биографии. Мемуары |
Возрастное ограничение | 16+ |
Вес | 0.34кг |
Художник | Бондаренко Андрей Леонидович |
Тип обложки | твердая |
Тип издания | подарочное |
Количество книг | 1 |
Оформление обложки | частичная лакировка |
Издательство | ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ" |
Автор | Берберова Нина Николаевна |
Жанр | публицистика |
Обложка | твердый переплёт |
Бумага | офсет |
Книги: Деятели культуры и искусства Редакция Елены Шубиной
Книги: Деятели культуры и искусства
Категория 10 р. - 15 р.
Книги: Деятели культуры и искусства: другие издатели
- Аграф
- Азбука
- Алгоритм
- Алгоритм, Редакция 1
- Алетейя
- Алисторус
- Амфора
- АСТ
- Бомбора
- Вече
- Вита-Нова
- Деком
- Зебра Е
- Зебра-Е
- Изд. В. Секачев
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
- КоЛибри
- Майор
- Молодая гвардия
- Новое литературное обозрение
- ООО "Издательство "Эксмо"
- ПАЛЬМИРА
- Планета музыки
- ПРОЗАиК
- Редакция Елены Шубиной
- РИПОЛ классик
- РИПОЛ классик Группа Компаний ООО
- Рипол-Классик
- Родина
- Родина Издательство ООО
- ТомСувенир
- Центрполиграф
- Эксмо
- Эксмо, Редакция 1